Главная Даты Миг между прошлым и будущим
21.06.2019
Просмотров: 2341, комментариев: 0

Миг между прошлым и будущим

В начале ХХ столетия в небольшой украинский городок Новоград-Волынский, что раскинулся в живописном местечке при впадении речки Смолки в судоходную Случь, прибыло 600 немецких переселенцев.

В здешних краях представители этой национальности обосновались давно. Ещё со времён Екатерины II. Жили они в основном по хуторам домашним хозяйством. Отличались предприимчивостью, аккуратностью и трудолюбием.

Последняя партия немецких переселенцев приглашалась в Новоград-Волынский. Нужны были хорошие мастеровые. С их приездом появились в городе кирпичные двухэтажные дома с узорными балконами, красивый жилой дом ксёндза, центральные улицы украсились мостовыми и электрическими светильниками, через речку Смолку перекинулись железные мосты. Скорее всего, в начале ХХ столетия и приехал в город Эрнст Барке. Потому что в Новограде-Волынском родилась в 1924 году его дочь Эльза. В 1926-м – появилась на свет в этом украинском городке Анна. Планировали жить и работать, растить детей. Не получилось.

…В 1933-м в дом Эрнста пришли непрошеные гости. Они отобрали всё, что наживалось годами: скотину, дом, мебель и ценные вещи. Семью выслали в Медвежьегорск.

Только залечили душевные раны и стали обживаться в Карелии, как наступил трагический 1937 год. И снова семья Барке попала в разряд неблагонадёжных по национальному признаку. Сначала арестовали и увезли из Медвежьегорска главу семьи Эрнста Барке. Никто из родных его больше не видел. Его жена Герта рассказывала детям, что отец был отличным столяром, прекрасно играл на кларнете. По праздникам звучал на площади Медвежьегорска немецкий духовой оркестр, которым дирижировал Эрнст Барке. Жена его тоже любила музыку. Играла на фортепьяно…

Герта надеялась, что её с детьми пожалеют. Ничего подобного. Вскоре вслед за мужьями потянулись телеги с малыми детьми и пешие женщины с узлами. Среди них – Герта Барке и её четверо детей. Они не знали, куда их гонят. Путь длинный. Всё дальше и дальше на север. Появилась река. Это была Вычегда. Добрались почти до её верховий в Усть-Куломском районе. Затем через дремучий и трудно-проходимый лес вышли к реке Мылва. По ней плыли на плоту до Троицко-Печорска. Так появилась в нашем районе ещё одна обездоленная семья репрессированных немцев – вдова Герта Барке и её дети Эльза, Анна, Ольга и Маргарита.

Старшую дочь Эльзу, которой было уже 16 лет, послали на сплав древесины. Она похоронена на берегу реки Мылва. Тяжёлая работа, брюшной тиф, голод и дизентерия загубили в те времена в нашем районе немало народу. Не только немцев, но и людей других национальностей, вырванных с корнем с обжитых мест и брошенных на северный лесоповал.

Герта вместе с четырнадцатилетней Аней должны были заготавливать лес. Они уходили из барака на рассвете. Был в трагической истории района не один спецпосёлок, где работали репрессированные немцы, раскулаченные крестьяне, литовцы, представители других национальностей. Разутые и раздетые, голодные и больные они всё равно должны были заготавливать лес. Хотя на отмороженных ногах гноились волдыри. Они не заживали. Тем, кто заготавливал древесину, давали по 700 граммов хлеба. Кто занемог, – лишался и этого. Если у кого-то не было уже сил идти на работу – его вышвыривали из барака на мороз. Обессиленный человек плёлся вместе с другими на делянку. В надежде, что вечером ему дадут хлеба. В лесу он садился под дерево… и умирал. Вечером закоченевший труп везли на волокушах. Никто не причитал над усопшим. Ему завидовали, что отмучался. И хоронили. Молча…

Похоронила в 1944 году Анна и свою мать. На Герту упало дерево... Осталась за старшую в семье Аня. Как могла оберегала сестрёнок от невзгод. В лесу работала за двоих: за ударный труд давали чуть больше хлеба. «Излишки» не ела – сушила для сестрёнок. Больше всего была рада девушка тёплым ватным брюкам, которыми наградило её начальство за ударный труд. До этого она, как и все остальные, работала в сорокаградусный мороз в чулках и худой обуви…

…Весть о Победе не дошла в тот день до самой дальней лесосеки, где обрубала сучки Анна. Только вечером, когда вернулась в барак, узнала, что наступил мир. На следующий день бригаде предоставили в честь Победы выходной. Накормили горячим обедом. Барак ликовал. Девчата смеялись и пели песни. Радовалась Победе и Анна. Но… ехать ей было некуда. Да и никто ещё не отпускал репрессированных. Через несколько дней их отправили на плотах вниз по Печоре. Причалили в Митрофане, где планировалось открыть новое предприятие. Для сплавной конторы нужны были рабочие руки. Бригада, в которой ударно трудилась Анна, получила задание заготавливать вицу для связки плотов.

Прошёл почти год. В Митрофан прибыл пароход. На берег сходили советские солдаты, побывавшие в фашистском плену. Среди них – Василий Жиделев. Красивый русский парень со своей печальной историей. Семья его корнями из Орловской области. Решили поехать на строительство ДнепроГЭСа. В 1940-м проводила Василия родня из Запорожья в армию. Всё честь по чести. Весёлые проводы с частушками и наказы достойно служить Отечеству.

Попал в десантные войска, учился в лётной школе. Мечтал о небе. И вот на тебе – война. Призвали на фронт. Оказался в числе защитников Москвы. Бои были кровопролитные.

Наши войска то отступали, то прорывались вперёд. В одном из ожесточённых боёв Василий был тяжело ранен и попал в плен. Немцы подлечили и увезли его на работу во Францию. В Марселе грузили и разгружали пароходы военнопленные из разных стран. Среди них были и русские. Их освободили союзники. Они купили каждому пленному билет на пароход. Звали в Америку, где обещали предоставить хорошую работу и жильё. Советовали: «Не возвращайтесь в СССР. Там вас расстреляют». Василий не верил. Как и большинство русских, отвечал: «Хотим на Родину!».

…Расстрел заменили Василию студёным северным лесоповалом. Причём без права переписки. Только в 1957 году встретился он со своими братьями. Через 16 лет после известных событий, произошедших на ХХ съезде КПСС, он обнял свою постаревшую мать. Варвара Захаровна уже не чаяла увидеть живым своего Васеньку. Ведь последнее письмо от сына она получила в августе 1941-го. Потом связь прервалась. И мать написала письмо Сталину. Она умоляла найти сына. Ведь не песчинка же! Через год получила известие: пропал без вести…

И всё же несмотря на горькие повороты судьбы, Анна Эрнстовна и Василий Васильевич не жили с камнем за пазухой. Зарегистрировав свой брак в мае 1950 года в Троицко-Печорском загсе, они пошли по жизни вместе. Их светлые души не запечатались обидами. Это была очень красивая пара. И не только внешней красотой привлекала к себе людей, но и внутренним содержанием, благородством. Они были глубоко порядочными людьми и настоящими тружениками. Василий Васильевич вывозил лес на машине. К нему тянулись механизаторы. Потому что он любил технику и знал в ней толк.

Пользовался В.В. Жиделев большим авторитетом и в Сыктывкаре, куда перевёз свою семью в 1954 году. Здесь исполнилась мечта всей его жизни. Устроился на работу в аэропорт. Был одним из лучших техников. Готовил к полёту каждый борт с особой тщательностью и большой ответственностью. Его высоко ценило руководство аэропорта. Доверяли ему и лётчики. Было у В.В.Жиделева хобби. Он много фотографировал. Сегодня его снимкам цены нет. Они хранятся в музее и рассказывают об истории развития авиации в Республике Коми.

53 года шла с Василием Васильевичем по дороге жизни его жена Анна Эрнстовна. На пенсию ушла с должности главного бухгалтера строительного предприятия. Она пережила своего мужа на четыре года…

Супруги Жиделевы воспитали двоих детей, которые знают о печальных страницах жизни родителей. Да и как не знать, не помнить?! Ведь это трагическая история страны, которая обездолила очень многие семьи. Надо не только знать о ней, но и делать всё для того, чтобы таких горьких страниц в России никогда больше не было.

…Прошли десятилетия. Закончился ХХ век. Проживают ли теперь на коми земле потомки Герты и Эрнста? Их дочь Маргарита в 1963 году уехала из Митрофана. Обосновалась с мужем в Риге. Дочь Ольга соединила свою судьбу с таким же репрессированным немцем, как и сама. Ардо мальчишкой пришёл на лесосеку. Девчушкой нянчила чужих детей Ольга. У неё не было возможности учиться и получить специальность. Работала уборщицей в конторе, кассиром в бане. Поженились. Пошли дети. У четы Шульц их было шестеро. А потому держали крепкое домашнее хозяйство. Были корова и поросята. Хотели во что бы то ни стало поставить своих детей на ноги. У них это получилось.

Глава семьи Ардо Адольфович Шульц был в нашем районе человеком известным. Вся его жизнь связана с лесной промышленностью. Одним из первых он получил права водителя и пересел на лесовоз. Много раз одерживал победы в социалистическом соревновании. Как в районе, так и в Республике Коми. А.А.Шульц – заслуженный работник народного хозяйства республики. Провожали Ольгу Эрнстовну и Ардо Адольфовича в последний путь всем посёлком. Хорошие, порядочные были люди. Никому ничего худого не сделали. С добром и сердечностью жили. Потому что сами в войну под завязку хлебнули горя. Не дай Господь никому…

Сегодня в Митрофане живут их дочери – внучки Герты и Эрнста Барке. Маргарита Ардовна работает бухгалтером в администрации сельского поселения. Лилия Ардовна – заведующая школьной столовой.

В Сыктывкаре не один десяток лет строил объекты ещё один внук Эдуард Васильевич Жиделев. С красным дипломом окончила университет их внучка Валентина Васильевна Жиделева. Как перспективную выпускницу направили на годичную стажировку в Ленинградский финансово-экономический институт им.Н.А.Вознесенского. Однако она перевелась на заочное отделение. Поступок Валентины привёл в недоумение её научного руководителя, ректора СГУ Валентину Витязеву. Она хотела, чтобы Валя быстро защитила кандидатскую и вернулась в свой университет уже в качестве преподавателя. Зря волновалась ректор Витязева. Её надежды оправдались. Работая в университете на кафедре экономики промышленности, Валентина Васильевна успешно и в срок защитила диссертацию. А потом 16 лет руководила этой кафедрой. Изучая сложности экономики северного региона, Валентина Васильевна объездила его вдоль и поперёк. В каждом районе побывала не один раз. Она глубоко вникала в проблемы предприятий. Это позволило ей успешно защитить докторскую диссертацию.

Два года назад студенты Сыктывкарского государственного университета подняли вопрос о возрождении кафедры экономики Севера. В.В.Жиделева восприняла эту инициативу с радостью. И высказала своё мнение: «Такая кафедра должна быть сетевой, то есть ориентироваться на все вузы республики. Сейчас, когда мы развернули вектор в сторону Арктики, Республика Коми может стать надёжным плацдармом её освоения. Перед нашим регионом открываются большие возможности». Валентина Васильевна хорошо знает, о чём говорит. Ведь без малого 10 лет она руководила Сыктывкарским лесным институтом и вывела его на лидирующие позиции. Учиться в СЛИ стало престижно. Его выпускники востребованы не только в нашей республике, но и в Москве, Санкт-Петербурге и даже в дальнем зарубежье.

- Лес хоть и является возобновляемым природным ресурсом, сам не вырастет в тех объёмах, в которых мы его вырубаем, - убеждает профессор и депутат Госсовета РК В.В. Жиделева. - Лес это не только бизнес, это, прежде всего, хранитель жизни на Земле, наша культура и наше будущее…

Советский поэт Дербенёв написал: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь». Из этой статьи, уважаемый читатель, Вы узнали о жизни не одного человека, а династии до третьего колена. Трагической и горькой, как полынь, была судьба дедушки и бабушки. Суровой и жестокой – молодость отцов и матерей, переживших войну, немецкий плен и ссылку. Счастливой и достойной сделали свою жизнь на земле коми внуки Герты и Эрнста. Вопреки всему они полюбили Республику Коми и благодарны коми народу, который помогал их родным выжить в суровое время репрессий.

Комментарии
vkontakte

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg