Главная Кроме того Белый танец на всю жизнь
20.07.2022
Просмотров: 1646, комментариев: 0

Белый танец на всю жизнь

Нина Николаевна Руденко и через восемь десятилетий хорошо помнит своё военное детство.

Её родина – село Микулино. Это в 12 километрах от районного центра Рудня, а сам город находится в 60 км от областного – Смоленска.

Наша встреча с Ниной Николаевной внесла изменения в её привычный распорядок дня. В десять часов по утрам она с Валентиной Стрекаловской, Ниной Скобялко, Симой Фенер и Люсей Сергиенко ходит с палками. Зимой собирается компания из восьми-девяти человек. Маршрут проходит по лесным тропам. Обмениваются последними новостями. Сейчас в основном волнуют события в Украине.

Родная Смоленщина

Со Смоленской областью у Нины Николаевны связаны незабываемые детские годы и юность. Когда началась война, ей не исполнилось пяти лет, а брат был годом младше. При наступлении родное село заняли немцы. Рассказывает, их Микулино переходило из рук в руки. Днём в их доме немцы спали, а ночью партизаны приходили. Для них мать с соседкой пекли хлеб у той в доме. В своём, у Дымановых, опасались заводить квашню, там стояли немцы. Хотя появления русских они боялись как огня.

Видела девочка Нина, как самолёты пролетали, как при бомбёжках все жители прятались в холмах, как над траншеями, где они сидели, проносились танки. Отпечаталось в памяти, как немцы давали конфету, она отказалась, показала – у неё болят зубы. Один из них наставил на неё оружие. Другой сказал что-то напарнику и показал ей фотографию такой же девочки, как Нина. Словами, жестами рассказал о своей дочери в Германии.

В сорок третьем немцы лютовали, в одну из ночей с двух улиц села вывезли всех евреев. В том же 1943-м микулинцы с детьми ушли на остров среди трясучего болота в двух километрах от деревни. Дымановы перевели и свою корову-ведёрницу Красотку. Немцы не могли через топи добраться до них, а вот финны перебрались. Хотели кормилицу нашу застрелить, говорит Нина Николаевна. Им не дали. Вечерами мать ходила картошку с поля собирать.

Вышли микулинцы с болота на пожарище – при отступлении каратели сожгли постройки. На всё село из нескольких больших улиц остался один жилой дом. Выстояла и церковь каменная Троицы Живоначальной. Говорит, возле колодца два кургана из фрицев и русских возвышались, батюшка отпевал их. В селе за день до Победы, 8 мая 1945 года, открыли монумент из тёсаного камня шести минёрам, уничтожившим в бою 120 карателей. Все они получили звание Героев Советского Союза.

После освобождения села Дымановы достроили дедушкин дом и жить пошли к нему. Корову тоже привели. Он держал коз и овец. Счастье испытали, когда отец с войны вернулся.

Взрослые трудились в колхозе и строились. В селе 480 домов насчитывалось. Возле церкви новую школу подняли. Жизнь налаживалась, у Дымановых в пятьдесят первом третий ребёнок родился – младшая сестра Нины Николаевны.

– Родители работали, а мы по дому помогали, – возвращаемся в послевоенное село. – Нам с братом задание давали: по десять вёдер картошки собрать, сена три копны поднять. Случалось, подерёмся, поругаемся с ним, пока всё сделаем.

Живым вернулся Николай Дыманов с войны, а дома в пятьдесят седьмом погиб от рук грабителей. Поехал получать свою трактористскую зарплату на велосипеде. За 600 рублей недалеко от колхозной фермы его убили.

А Нина после девятого класса два года работала на свиноферме. Тогда дважды ездила в Москву – поощряли молодую колхозницу за хорошую работу и высокие показатели. С фермы перевели учётчицей горюче-смазочных материалов.

Красноярский край

А потом она уехала со Смоленщины в Сибирь. В конце пятидесятых – начале шестидесятых в Красноярском крае развернулась Всесоюзная комсомольско-молодёжная стройка Ачинского глинозёмного комбината. Четыре года Нина Дыманова строила дороги, аэропорт. В Ачинске познакомилась со своим мужем. Сам он родом из Украины. Демобилизовался парень из армии и отправился в Ачинск, куда их сагитировали на очередную службу, теперь уже ударным трудом. Молодёжь работала на строительстве важного объекта, культурно отдыхала, влюблялась, играла свадьбы.

– Пригласила Гришу на танец, – рассказывает историю своего знакомства Нина Николаевна. – Оказалось, на всю жизнь. Прожили вместе пятьдесят лет, тринадцать уже – без него.

Республика Коми

В 1964-м Руденко приехали в Шерлягу – глава семейства завербовался на Север. Он первым и уехал обустраиваться на новом месте.

За ним прибыла в июне Нина Николаевна, с большим чемоданом и маленькой дочерью Надей. Груз багажом добирался до Ухты, его муж позже получил. Ну а их двоих в райцентре на берегу реки принимал Цывунин, привёз новосёлов в мужское общежитие, где семье Руденко дали комнату. Месяц прожили, в другую комнату перешли. Едва уместили две койки и стол. Потом уже квартирой обзавелись в 36 квадратных метров.

Оба, муж и жена, ударно трудились в лесной отрасли. Григорий Дмитриевич – водителем. Нина Николаевна – сучкорубом в передовой бригаде Янушкевича. Работала и маляром, и на ГСМ, и в садике. Заставляли поваром в бригаду лесозаготовителей идти, за 18 километров от дома. Отказалась – детей маленьких кому доверишь?!

Разговор вернулся к мужу, его родине. Родителей у Григория не было, а близкие родственники жили в Украине.

– Первый раз поехала в Николаевскую область к родным мужа, – с улыбкой рассказывает Нина Николаевна. – Мне все говорили: тебя не примут. А я деревенская, по хозяйству проворная. Попросили хлеб испечь. Почему не уважить? Опару сделала, тесто замесила, в печь посадила, хлеб получился добрый. Проверку прошла, признали. В Харькове родня тоже хорошо отнеслась. В Николаевской области так же говорят, как и русские. Обращение ко мне всегда хорошее было. Вся Гришина родня принимала, как свою. Приехали семьёй туда, второго ребёнка ждали. Тётка Гришина спрашивает: чего хочется? У мам в положении прихоти меняются. Говорю, черешню. Принесла пять литров. Не могу, хлеба чёрного хочу и всё. В селе только пшеничный пекли. Где-то раздобыли, принесли полбуханки ржаного. Рыбы наловили, толстолобика, большую сковороду для меня нажарили. Потом захотела мёду. Принесли, а всё, уже не хочу. Там, на Украине, наша младшая дочь Валя родилась. Сразу с новорождённой вернулись домой, зарегистрировали здесь, на севере.

В 1997-м Руденко переехали на постоянное место жительства в посёлок Мылву. В своём Микулино Нина Николаевна была семнадцать лет назад. Дом родительский развалился, одна яблоня осталась. А места там красивые. Три озера поблизости: Едрица, Большая Рутавечь, Глыбай, река, девичий лес с деревьями в три обхвата. Сейчас, по словам её сестры, не узнать село. Облюбовали Микулино москвичи.

Арина Вьюгина. Фото автора.

Комментарии
vkontakte

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg