Главная Культура и искусство ТАЛАНТ РОЖДАЕТСЯ В СЕМЬЕ
15.06.2013
Просмотров: 1024, комментариев: 0

ТАЛАНТ РОЖДАЕТСЯ В СЕМЬЕ

Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей детей - одна из задач современной общеобразовательной школы. Нераскрытые возможности ребёнка постепенно угасают вследствие невостребованности. Разрешить эту проблему можно совместными усилиями школы, родителей, учреждений дополнительного образования детей. В детско-юношеской спортивной школе, детской музыкальной школе, Центре внешкольной работы при помощи талантливых тренеров и педагогов каждый ребёнок может развивать свои способности и даже достигать определённых побед. В чём заключается задача семьи, подсказала тема районного родительского собрания «Мы и наши одарённые дети».
 

Главный специалист управления образования Марина Владимировна Петрушкина и Надежда Васильевна Бажукова коротко рассказали, насколько успешно реализовались классные часы, презентационные площадки, согласно резолюции прошлогоднего собрания «Роль семейных традиций в воспитании детей».
Основному выступлению методиста ИМК управления образования Антонины Петровны Митусовой предшествовали творческие номера в исполнении воспитанников Детской музыкальной школы и хореографического коллектива «Радуга».
- Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, - открыла тему Антонина Петровна. - Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних способности быстрее развиваются и, в конечном счете, достигают более высокого уровня, чем у других. Задатки даны человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения и воспитания. Для того чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Чтобы задатки превратились в ярко выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения. При этом необходимо соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.
Увидеть в ребёнке личность, а значит, отнестись к его проявлениям чутко, внимательно, с уважением – это главное условие, способствующее самораскрытию, самопроявлению, а, следовательно, и самой одарённости ребёнка. Развитию одарённости способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, разного рода интеллектуальные хобби, общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем, общие познавательные интересы… Для интеллектуально развитых, творческих и увлечённых спортом детей проводятся районные конкурсы, олимпиады и соревнования: «Из истории малой родины», «Умники и умницы», олимпиады, научно-практическая конференция, «Зеркало природы», «Мастер–золотые руки», «В ритме танца», «Разноцветный детский мир» и многие другие.
Способные дети обучаются в Гимназии искусств при Главе РК, со способностями к точным наукам - в Коми республиканском физико-математическом лицее-интернате. Самые трудолюбивые, активные, старательные учащиеся поощряются премией главы района, путёвками в летние оздоровительные лагеря, а также приглашением на Новогоднюю ёлку при главе района, при Главе РК и в Кремль.
Лариса Францевна Лоншакова (мама 24-летнего сына и 16-летней дочери) не раз делилась опытом развития творческих способностей своих детей и сейчас дала советы родителям:
- Необходимо вовлекать детей, развивать их интересы и способности. Мы сами предлагали детям, а потом поддерживали их, при этом многому учились сами. Старались не идти лёгким путём, терпеливо и старательно добивались успехов… И вместе радовались им.
- Когда наш малыш родился, папа хотел, чтобы он стал футболистом или боксёром, бабушка с дедушкой – художником, а я - математиком. Сын подрастал, и мы поняли, что ребёнку интересно совершенно другое, поэтому не стали навязывать ему свои интересы, - начала своё выступление Наталья Михайловна Ардашева, мама Трофима Мамедова – участника и призёра районных, республиканских, межрегиональных и международных конкурсов по творческим направлениям художественное чтение и фортепиано. - Мы создавали ребёнку свободное пространство для игры и самовыражения, так как должно быть ощущение своего места и порядка в доме. Особое внимание  уделяли пространству для творчества. Лучшими игрушками для сына определили краски, пластилин, карандаши, конструктор и всё то, что позволяет непосредственно взаимодействовать с предметами, в свою очередь, приводит к развитию мелкой моторики, развитию восприятия и воображения, развитию способности видеть мир по-своему, оригинально. По возможности включались в его игру и наполняли её дополнительной информацией по теме игры. Например: при игре в «Поезд» в игровой форме давали сведения об особенностях этого транспорта, отличиях от других видов наземного транспорта, вводили в игру соответствующих героев – проводник, машинист, помощник машиниста, дежурный по станции и т.п. Мы предоставляли нашему ребёнку для развития столько времени, сколько необходимо именно ему. Например, начали учить ребёнка читать в 6 лет - именно к этому возрасту он был готов для этого внутренне и психологически. До этого старались всегда обсуждать сюжеты сказок, рассказов. Учили высказывать своё мнение по отношению к героям, их поступкам. Обговаривали рисунки к прочитанному произведению. Читали неоднократно стихотворения, до тех  пор, пока не происходило ненавязчивое заучивание. Сочиняли с ним сказки, пытались описать всё, что видели, то есть развивали фантазию, связную и описательную речь ребёнка. А также слушали музыку и вместе пели детские песни. В 7 лет отдали сына в музыкальную школу.
Мы взяли за правило слушать своего ребёнка, отвечать на все его вопросы. Приучили рассказывать детские новости, тем самым показывая, что его мнение важно для нас, а значит, и для мира. Тем самым ребёнок научился выражать себя через речь и общение. Давали понять, что он важен и значим для нас, что может в любой момент на нас рассчитывать – это сформировало в нём прочность. Говорим, что любим его, несмотря на его успехи и неудачи, ведь эмоциональное общение и принятие - залог уверенности ребенка в себе.
Обучающимися 7 класса МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск Юлией Джаман и Дианой Лопатниковой представлена исследовательская работа «Талант рождается в семье» (руководитель О.П. Куртесова). Примером исследования стали семьи Каневых и Десятка: благодаря любви и заботе родителей дети в этих семьях росли жизнерадостными, умными, способными.
Собрание продолжилось практической частью - работой секций.  Победители и призёры конкурсов педагогического мастерства научили родителей, как можно сделать самим оберег, как с пользой провести время в Интернете, как помочь ребёнку выбрать профессию, как организовать детский праздник, как при помощи логоритмических схем научить детей рисовать, как посредством мнемотехники можно развить речь ребёнка или увлечь в опытно-экспериментальную деятельность. Каждый родитель получил интересную и необходимую информацию.
- Мы, взрослые, играли, отвечали на вопросы, как будто побывали в детстве, - признались родители МДОУ №3.
Участники собрания решили рекомендовать администрациям поселений совместно с образовательными учреждениями организовывать совместные мероприятия детей и родителей (законных представителей) к календарным датам; всем специалистам, работающим с несовершеннолетними, - пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, усилить работу по укреплению духовно-нравственных ценностей семьи; образовательным учреждениям - организовывать для родителей (законных представителей) лектории и практические занятия по вопросам воспитания и развития детей, продолжить проведение мероприятий, способствующих развитию детской одаренности; учреждениям культуры и спорта - активизировать проведение совместных мероприятий родителей и детей и работу по информированию родителей о своей деятельности; родителям - создавать благоприятные условия в семье для развития способностей детей, довести информацию, полученную на собрании, до родителей (законных представителей) класса (группы) и обсудить её.
Логичным продолжением темы районного родительского собрания стало отчётное за учебный год мероприятие Центра внешкольной работы, которое состоялось на следующий день. В концертной программе - яркие танцевальные номера, стихи, песни. Каждое выступление сопровождалось дружными аплодисментами. Творческие дарования нашли своих поклонников.
Необыкновенный восторг вызвали выставки работ воспитанников. В объединении «Рукодельница» под руководством Людмилы Николаевны Бажуковой юные мастерицы вышивают лентой, украшают ободки, заколки и невидимки, изготавливают колечки и браслеты - перед этим вряд ли устоит настоящая юная модница. Программа предполагает вышивание крестиком, гладью, ленточками, пошив одежды для кукол, мягких игрушек. Перспектива программы впечатляет - пошив штор, декоративных подушек, ламбрекенов, одежды.
«То что чувствую, не могу даже выразить словами», - растерявшись от представленного великолепия, призналась Людмиле Александровне Зайцевой одна из зрительниц выставки «Цветика-семицветика». Начиная с малого, девочки учатся создавать из природного материала картины неописуемой красоты. Одна из первых картин первоклашек - олень, в основе которого пшено, гречка, арбузные семечки и рис. Особое восхищение вызывают композиции, созданные умелицами старшей группы (8-10 классов) в рамках проекта «Флористика в основе дизайна народного костюма». Прежде чем изготовить чукотский, коми, русский, дагестанский, татарский и казачий костюмы, проведена большая исследовательская работа. Поразительно, как береста и сухая трава, лепестки астр и бархатцев, листья берёзы и осины гармонично сплелись в жилетках, юбках, кокошнике и других компонентах костюмов.
Оригинальностью и креативностью отличаются работы творческого объединения по декоративно-прикладному искусству и дизайну «Ярмарка идей», где девочки превращают совершенно обычные вещи в необыкновенные изделия. Наталья Борисовна Караваева направляет и развивает умения и вкус воспитанниц. На стендах - изделия, выполненные в разнообразных техниках: киригами, кардмейкинг, скрапбукинг... Интерес вызывают интерьерные игрушки. Удивительны поделки из скорлупок, старых газет и салфеток.
Восхищение и радость вызывает галерея творческого объединения «Эскиз». Руководителем Еленой Леонидовной Гринишеной удачно раскрыты художественные способности детей. Удивительны рисунки 5-6-летних деток, выполненные в разных техниках. Работы старшеклассников - настоящие произведения искусства, демонстрирующие, насколько тонко автор ощущает мир. Среди портретов, пейзажей, натюрмортов отличаются картины с философской тематикой.
Педагоги ЦВР помогают раскрыться ребёнку, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, тем самым стараются сделать жизнь детей насыщеннее и ярче.
 

Юлия Александрова.

 

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

каталог организаций