Мир туй – дорога в большой мир
Под таким названием в людской памяти сохранилась центральная улица раннего Троицко-Печорска, практически с неё и начиналось в своё время село Троицко-Печорск.
Вся жизнь: производственная, общественная, культурная – в тридцатые-сороковые и в начале пятидесятых годов ХХ столетия располагалась вокруг этой улицы, а выше (на горе) было всего несколько домов. «Мир туй» – слово сложное, если расшифровать с коми языка, «МИР» не переводится, а «ТУЙ» – дорога, и означает выход на большую дорогу (или дорога, выходящая в большой мир). На самом деле так и есть. Мир туй (ныне улица Кирова) начинается от речки Дінъ-ёль, и оттуда дорога ведёт к деревне Большая Сойва, выходила с середины XIX века на Помоздинский тракт и далее в Усть-Сысольск (Сыктывкар и в центральные области). Мир туй пролегает примерно с запада на восток параллельно рекам Мылва и Печора до ручья Парма шор, протяжённость улицы около двух километров.
В первый раз я прошёл по улице в 1952 году. Тогда я закончил учёбу в Усть-Илычской неполной средней школе (семилетке). В наше время таких уже нет. Семилетки были переведены на восьмилетнее обучение, потом на девятилетнее и названы основной школой.
После окончания учебного года, в конце июня или в начале июля 1952-го районный отдел народного образования (ныне управление) проводил слёт пионеров и школьников района. Пригласили лучших выпускников, активистов со всех школ. Средняя школа была одна, в Троицко-Печорске. В Усть-Илычской обучались дети с Илыча и Верхней Печоры, и на слёт отправились семеро учеников, в их числе один родом из Усть-Ляги, один из Усть-Илыча, я из Максима, остальные с лесоучастков. Сопровождала нас учительница математики и физики Ия Васильевна Попова. Ехали мы на большой лодке, главной движущей силой был Владимир Терентьев, окончивший школу на два-три года раньше нас. Он сидел в носовой части лодки и грёб большим веслом с широким концом (называется по-коми «опаснича», а само весло насаживалось к борту лодки на специальное приспособление – уключину). Пишу подробно, чтобы было понятно нынешнему поколению, так как сегодня такое передвижение (проезд) школьников может присниться только во сне.
Слёт проходил два-три дня, были соревнования по бегу, прыжкам в длину и высоту, по волейболу, футболу и другие. Мне запомнился только футбол, увидел эту игру первый раз в жизни. Яркий эпизод. Один ученик-игрок, получив мяч у края поля, быстро стал передвигаться к воротам команды соперника, обошёл одного, второго… пятого игрока, добежал до штрафной площадки и забил гол! Потом я узнал, что это был крайний правый защитник Олег Зимовкин. Когда я смотрю игру в футбол, всегда на память приходит этот момент, настолько он был для меня впечатляющим.
В последний вечер слёта были большой концерт и награждение победителей. Утром следующего дня нас посадили на катер для доставки в Усть-Илыч. Все обрадовались, что не надо будет толкаться вверх по течению 42 км. Но радовались мы рано. Доехали до Шерляги – поперёк реки перетянуты боны, задерживают бревна, идущие молевым сплавом. Нам предложили вернуться в Троицко-Печорск, завтра обещали отвезти. Большинство остались, а мы – Геля Попов с Усть-Илыча, я и с Усть-Ляги один мальчик (к сожалению, забыл, как звали) – решили идти пешком до Усть-Илыча. Это было, конечно, авантюрное предприятие, но мы были молодыми и рискнули. 30 км без дороги, вдоль реки по берегу, без куска хлеба, но мы пошли… Вот так я познакомился в первый раз с главной улицей Троицко-Печорска – Мир туй.
В конце августа я приехал в Троицко-Печорск и 1 сентября 1952-го устроился работать в Троицко-Печорский рай- потребсоюз учеником счетовода (счетовод рангом ниже бухгалтера). Продолжать учёбу дальше у меня не было возможности. Председателем райпотребсоюза работал Степан Фёдорович Юдин, главным бухгалтером – Владимир Фёдорович Кудинов. Устроился на квартиру в частном доме в деревне Заречье (ныне улица Зареченская в сельском поселении «Мылва»). Целый год я по утрам и вечерам проходил по улице Мир туй. Проезжая часть улицы в весенне-осеннюю пору была очень грязной, грунтовой. Машин в Троицко-Печорске в те годы было очень мало, и приводить дорогу в нормальное состояние считали необязательным. Тротуары тоже были не везде и проходить в лёгкой обуви было затруднительно. Слева и ниже моста через р.Дінъёль были помещения для крупного рогатого скота колхоза «Пионер» (впоследствии совхоза «Приуральский»). Я очень часто (бывало, по несколько раз в день) ходил по улице «Мир туй» до сельского Совета заверять копии документов и подлинность подписи на них. Тогда не было нотариуса, его функции выполнял исполком сельского Совета. Имени председателя не помню, а заместителем работал Александр Илларионович Шахтаров, секретарём – Павла Евгеньевна Селькова. Помещение сельского Совета располагалось примерно на середине пути от пересечения с ул. Советская до ул. Попова. Здание райпотребсоюза деревянное, двухэтажное (позже перевели в жилой дом), рас- полагалось примерно на расстоянии 75-100 метров от пересечения с ул. Советской с левой стороны. На первом этаже здания располагалась контора Троицко-Печорского сельпо (с центрального входа), с бокового входа – райзаготконтора, на втором этаже – контора райпотребсоюза. Точное расположение всех учреждений и организаций на этой улице ввиду давности лет я не помню, могу только сказать примерно, поэтому читателей прошу на меня не обижаться за неточность по географическому расположению (никакими официальными документами и архивными данными я не пользовался). Недалеко от здания сельского совета располагался продуктовый магазин орса пристани, назывался он «Дежурный магазин», так как работал допоздна. В конце ул. Бабушкина, на углу спуска на улицу Мир туй, находилась единственная в Троицко-Печорска аптека. Долгое время её заведующей работала Вера Михайловна Кузнецова (Бурова). Примерно в 100-150 м от нынешней автобусной остановки, рядом с разваленным домом И.Ф. Шахтарова, было небольшое здание, где располагалось районное бюро по трудоустройству, уполномоченным работал после окончания учёбы Виталий Иванович Криницын. После перевода бюро в другое помещение (в верхнюю часть посёлка) там находилась парикмахерская. Парикмахером работал А.Яшков. Мужики между собой его называли Толя-морж. Он купался с ранней весны до поздней осени и даже в холодную погоду ходил в футболке. Недалеко от этого здания параллельно р.Мылва (ул. Мылвинская, ныне почти полностью ушла под воду) виднелись два здания (проезд и вход были с улицы Мир туй, – хозяйственный магазин сельпо и контора Заготживсырьё. По названию ясно, она занималась заготовкой животноводческого сырья – кожи, шерсти, костей и мяса. Через несколько лет её преобразовали в райзаготконтору и перевели в здание райпотребсоюза. Примерно на том месте, где находятся остатки бывшего хозмага райпо, в пятидесятые годы находился промтоварный раймаг на два рабочих места, видимо, подчинялся напрямую отделу торговли райпотребсоюза, а не сельпо. Работали там Клавдия Курдюкова (Пыстина) и Зинаида Тетерина (Яшкова). Магазин разобрали в конце семидесятых годов, после ввода кирпичного универмага на улице Ленина. Почти рядом с раймагом находился дом быта, или швейная мастерская. Почти напротив мастерской, метров через 50 примерно, – контора Комбината коммунальных предприятий и благоустройства (ККПиБ), располагался на улице Морозова, ныне почти полностью разрушился. Сейчас здесь красивый частный жилой дом. На этой же улице, почти рядом, располагалось районное отделение связи, в последние годы было уже в аварийном состоянии из-за обрушения берега. От спуска ул. Советской к пристани по левую сторону на расстоянии около 150 метров были спуск и переезд (ледовая переправа) на мыс устья р.Мылва для обслуживания потребностей населения деревни Заречье и завоза продуктов в местный магазин. Недалеко от спуска с улицы Мир туй располагалось здание райвоенкомата. Вход был с этой улицы, само здание стояло на Морозова. В 50-е годы улицы как таковой в данном месте уже не было. Районным военным комиссаром работал майор Назаркин. После службы в СА на военный учёт регистрировался я у него. После строительства нового здания райвоенкомата на ул. Советской в старом разместился районный комитет ДОСААФ, председателем долгое время работал Виталий Дмитриевич Пилевин. Ниже уже р.Печора омывала и обрушивала ул.Мир туй. В данной части располагался магазин Троицко-Печорского сельпо, работала там продавцом Агаша (фамилию и отчество не помню), все называли магазин её именем – Агашин. В этой части улицы располагались все складские помещения торгующих организаций: райпотребсоюза, орсаа пристани, орса леса и т.д. Некоторые склады были уже на грани обрушения (50-е годы). С правой стороны улицы, ближе к берегу находилась будка для сторожей. Складов было достаточно много у каждой торгующей организации. В те годы товар завозился на целый год (досрочный завоз), автомобильной дороги с Ухты до Троицко-Печорска тогда ещё не было, все товары завозили по железной дороге до ст.Печора, перегружали на пароходы и баржи, водным путём доставляли до Троицко-Печорска и транзитом до всех сельпо, даже во многие деревни по рекам Печора и Илыч.
Почему все-таки так быстро обрушивался берег? Насколько я понимаю, причин, в основном, две. В тридцатые годы прошлого века началось бурное развитие пароходства, грузы перевозились пароходами, у них были движителями большие лопасти, которые поднимали волны и те, соответственно, с силой ударялись о берег и размывали грунт. Вторая причина, по-моему, – сама природа. Река Печора к Троицко-Печорску подходит с юга на север и с устья р.Мылва резко поворачивает на северо-восток под углом примерно 100 градусов. Весенние паводковые воды с силой бьются о берег и обрушивают его. Таким образом, за прошедшие годы не стало частично улиц Морозова, Мылвинская, а Мир туй с устья р.Мылва осталась только пешеходной тропой и лишь около ручья Парма шор – частично проезжей для машин.
Предприятия и организации в целях сохранения складских помещений постепенно стали перевозить их в верхнюю часть Троицко-Печорска. Предсе- датель райпотребсоюза С.Ф. Юдин пред- лагал руководителям за счёт собственных средств начать укреплять берег от обрушения, даже обращался в рай- исполком, но из-за слишком больших затрат идея не реализовалась.
Примерно в середине 1960-х годов (точнее не помню) появился грандиозный проект «Тайга» по переброске части вод северных рек (р.Печора) через Каму и Волгу в Каспийское море в целях прекращения дальнейшего спада уровня моря. К тому времени уровень Каспия упал на несколько метров. Скорее всего, проект был утверждён Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, инициатором наверняка было Министерство водного хозяйства и мелиорации СССР. Данное министерство ежегодно «проедало» миллиарды бюджетных средств на различные мелиоративные работы, осушение болот (не всегда целесообразные) и т.д. Проектом планировалось строительство нескольких высоких плотин, предусматривалось затопление огромной территории в Республике Коми и соседних областях.
Лесозаготовительные предприятия стали вырубать лесные массивы, предназначенные к вырубке в летние месяцы (сосновые боры), иначе все затопит. В последствии об этом горько жалели, так как в увлажнённых, сырых и болотистых лесомассивах на летний период пришлось строить многокилометровые лежнёвые дороги. В случае утверждения «проекта» необходимо будет переселить десятки и сотни населённых пунктов со всеми постройками и населением.
«Проектом» предусматривалось произвести 250 атомных взрывов в целях прокладки русла будущего канала. Уровень воды в районе Троицко-Печорска должен был значительно подняться и достигнуть точки, где ныне расположен комплексный центр социальной защиты. Этот «проект» окончательно поставил крест на развитии традиционной нижней части Троицко-Печорска. Кто что смог и что можно было перебросили в верхнюю часть села. Никаких новых строек, серьёзных ремонтов не производили, всё только приходило в упадок и разрушалось.
23 марта 1971 года на территории Пермской области в 80 км от Республики Коми был произведён подземный атомный взрыв (предполагаю, пробный). Последствия атомного взрыва широкой общественности неизвестны, а здоровью жителей нашего района нанесли большой вред.
С самого момента появления в печати «проекта» учёные академии наук СССР и соседних стран, передовая интеллигенция выступили категорически против такой авантюрной затеи. Гидрологи, метеорологи, ботаники, зоологи, почвоведы доказывали всю пагубность данного проекта. Да и сама природа доказала ненужность вмешательства в природные процессы. К данному времени уровень Каспийского моря стал восстанавливаться. Учёные доказали, что цикл убытия и восстановления уровня моря – естественный процесс, только проходит он десятки лет и длится больше одной человеческой жизни.
С закрытием в Троицко-Печорске подразделения Печорского речного пароходства и прекращения работы на реке мощных дизельных буксиров и пароходов обрушение берега Печоры (Мир туй) в нижней части значительно замедлилось.
С остановкой Троицко-Печорским тех- участком дноуглубительных работ в районе Троицко-Печорска р.Печора значительно обмелела, дно реки восстановилось в прежних природных уровнях. Весенние ледоходы при низких уровнях воды на перекатах периодически создавали заторы, поэтому улица Мир туй частенько подтапливалась, что отрицательно сказывалась на сохранности берега.
В настоящее время Мир туй (Кирова) является началом автомобильной дороги в населённые пункты Верхней Печоры и Илыча, служит для перевозки необходимых грузов для населения и пассажиров в эти населённые пункты.
Вот такие воспоминания, мысли и суждения у меня возникают, когда я слышу название Мир туй.
Владимир Бажуков.
Оставить комментарий