На юге хорошо, а на севере лучше
Для Раисы и Николая Пыстиных Якша – целый мир, который они не согласятся променять ни на какие блага.
С Раисой Пыстиной из Якши нас познакомила… тыква. Да-да, обычная такая зелёненькая тыковка. А там слово за слово… Мы объявляли конкурс «Урожай», и Раиса Анатольевна рассказала, что на её участке этот овощ вырос весом 18 килограммов. Сажать его не сажала, как-то сам завёлся и пустился догонять своих мускатных да медовых товарок, а потом и перерос их.
Летом хозяева трудятся, не разгибая спины. Обрабатывают картофельное поле на 25 ведёр, в теплицах выращивают огурцы и томаты, на грядках – морковь, свёклу, капусту. Последней – особое внимание. Предпочитают Савойскую, для засолки – Мегатон и Славу. Но их, говорят, и вредители стороной не обходят. Цветную капусту, брокколи выращивают, но те не всегда удаются, случается, в цвет идут. Баклажаны тоже капризные, не каждый год хороший урожай приносят. Раиса всегда старается что-то новое попробовать. В этом году на зависть удался красный ялтинский лук. Сажала не севком, а семенами рассадным способом, и к осени головки получила крупные, ровные. Эксибишен вообще луковицы по полкилограмма отрастил.
Подворье у семьи Пыстиных солидное. Они из тех немногих, кто держит крупную рогатую живность. Лет 40 уже. Сейчас у них дойная корова, прошлогодняя тёлочка и бычок-сеголетка. Плюс десяток яйценосных кур-молодок. Два справных хрюнделя ещё жили. Под зиму отправились по назначению. Хозяйка скрепя сердце готовила для супруга и внуков разные деликатесы и в очередной раз зарекалась брать на откорм этих животных – привыкаешь к ним, потом жалко, кусок в горло не идёт.
Работы при таком хозяйстве, конечно, и зимой хватает, когда другие огородники-любители отдыхают. В четыре-пять утра они с мужем уже на ногах. Бурёнкам три раза в день нужно корма задать, вычистить-убрать, воды натаскать, утром и вечером – к курочкам сходить, их накормить, обиходить. Ещё другой твари по паре – собак да кошек, тоже есть хотят. Так что если кому и скучно стылой зимой, то не Пыстиным.
Жили на их подворье в своё время и гуси, и утки, и кролики.
– Да в девяностые держали всё, что шевелится, – смеётся моя собеседница. – Годы-то трудные были. Это теперь пять бурёнок на весь посёлок осталось. А тогда в каждом дворе мычали. Мускусные утки нам очень понравились. Дала сноха трёх уточек и селезня. А утят штук сорок напарилось, забавные такие. Выросли, стали на крыло, начали на крышу подниматься. Сверху наблюдают за нами, как корм принесём, слетаются. Боялись, чтоб за дикими собратьями в южные края не пустились. Куры породистые раньше у нас были. Приспичило мне кохинхинов завести, мы с дедом – тогда он, конечно, дедом не был ещё – даже в Московскую область ездили за ними. Обратно самолётом через Ухту летели, боялись, что в салон не пустят. Ох, до чего хороши эти куры! Крупные, спокойные, одно удовольствие держать. Но у нас тогда инкубатора ещё не было. Они постепенно и повывелись. Орпингтонов брали, тоже красивые, несложные в уходе. Хайсекс браун понравились, продуктивные. А вот павловские – те очень беспокойные, всё время норовили улететь. Сколько их в лесу сгинуло! Улетят, бегаешь, ищешь их, да без толку. Теперь разводим обычных. Вообще, сейчас невыгодно держать кур. Себестоимость яйца очень высокая – корма дорогие. Ладно ещё, овощи свои. Много разной скотины сложно одновременно содержать, она ведь и условий требует разных.
Свой большой дом на окраине посёлка они в восьмидесятом купили. Ну, как дом – стены да крышу. Достраивали сами. Позднее сделали там городские удобства. Вода холодная и горячая, тёплый туалет, водяное отопление. На просторной веранде своими руками сложили русскую печь. Лежанка маловата, самим тесно на ней, а вот кошкам – в самый раз, улыбается хозяйка. Хвостатые там холода пережидают. Для детей, внуков Раиса Анатольевна с удовольствием печёт пироги. Ах, что за шанежки получаются в русской печи! Хлеб и теперь печёт по настроению. «А проленюсь, так в магазин иду. Да много ли нам с дедом надо?».
Живут они в отдалении, как на хуторе, в соседях – только Пачгины. Стояла когда-то тут экспедиция. Местечко, по словам Раисы, называли Звёздный, будто на космодроме каком. Теперь это улица Молодёжная.
Дворы на окраине посёлка иной раз лесные хищники посещают. Как-то осенью всю ночь собаки рычали, а утром в двадцати шагах от хлева увидели на первом снегу чёткие следы, хозяин тайги в гости наведывался, потоптался на месте, но, к счастью, ближе подойти не решился. Бывает, и волки захаживают, четыре года назад серый разбойник у них собаку унёс.
Длинными зимними вечерами хозяйка вяжет. Это её любимое занятие. И чтоб непременно узор или орнамент позаковыристее. Благо, теперь есть интернет, и найти там можно всё, что душа пожелает. Сейчас любимому мужу лопапейсу заканчивает, этот исландский свитер нынче в тренде. В свободное время учится прясть, есть электрическая прялка, даже самодельная имеется – старинная, с колесом. Мама в восемьдесят с гаком ещё пряжу пряла да приговаривала: учитесь, не то потом без носков насидитесь. Нить у неё тоненькая получалась, мягкая. Была Агния Васильевна большой труженицей, без дела сидеть совсем не умела. Больше сорока лет прожила с ними вместе рядком да ладком, сначала по соседству, а после в одном доме, и зятя Николая очень уважала.
С Колей своим Раиса познакомилась в Усть-Илыче, после училища связи приехала туда по распределению. Через три года перебрались молодые в Знаменку. А потом в Якшу подались. Раиса Анатольевна много лет трудилась десятником в леспромхозе. Николай Михайлович – механизатором, всю жизнь – в лесу, на челюстном погрузчике, на трелёвочнике. Железный человек, шутит супруга, всё своими железками занимается. Тракторок МТЗ – надёжный помощник Николая и на личном подворье, без него как без рук.
– Мы вообще-то люди несовременные, телефоны у нас кнопочные. Смартфоны тоже имеются, но в основном, чтобы фотографировать, в интернет выходить и по видеосвязи общаться с близкими, – рассказывает Раиса Анатоль- евна. – Сестра Ольга далеко живёт, в Урюпинске Волгоградской области, последний раз гостили у неё лет 15 назад. А благодаря новым технологиям можем видеться хоть каждый день. Мы показываем, сколько снега у нас насыпало, а они нам – травку зелёную. Там тепло, хорошо, а у нас всё равно лучше. Сестра Татьяна поближе – на Нижней Омре. Она в нашей семье самая умная была. Могла бы в академию поступить, а пошла, как и я, в училище связи. Всю жизнь, до 55 лет, проработала на почте. Две записи у неё в трудовой: принята и уволена. Она свою Нижнюю Омру любит, как мы – Якшу. Тут река, лес, всё рядышком. Детьми мы часто сюда к тёте из Знаменки летали самолётом Ан-2. Пять минут лёту, а для нас – целое приключение. У тёти был свой дом на берегу. Якшей-за-ручьём называли это местечко. Там две улочки всего было по нескольку дворов. А ребятни в каждом! Весело! Так что Якша строилась и хорошела на наших глазах. Предложили бы лучшую квартиру в самом красивом месте страны – даром не надо. Свой дом, свой посёлок мы ни на что не променяем. Это наш мир.
Елена САВИНА.
Оставить комментарий