Женщина, которая очень любит осень
Лидия Сучева не представляет себя без работы и потому не очень жалует зиму с её расхолаживающей инертностью, предпочитая деятельное время сбора урожая.
Родом Лидия с Китостава. У родителей было пятеро детей. Тогда семьи были в основном многодетными.
– Рядом Хенерины жили, через два дома – Пыстины. У них тоже семьи большие. Вместе мы и росли, – вспоминает Лидия Гавриловна. – Мама Анна Трофимовна Бажукова хозяйство держала, овец много, коз, коров, кого только ни держала. Трудилась спины не разгибая и в совхозе, и дома. Мы помогали, конечно. А сколько картошки сажали! Я с шести лет коз умела доить.
Сама Лидия тоже росла трудолюбивой. После восьмого класса Затонской школы стала работать в больнице, потом помощником повара в райповской столовой, поваром ходила на теплоходе четыре навигации. Училась в вечерней школе. Получила профессию фотографа в Сыктывкаре. По распределению попала в Щельяюр. Вышла замуж, родила дочку Наташу. А через несколько лет вернулась с малышкой в Троицко-Печорск. Устроилась фотографом в КБО. Работа нравилась ей, но постоянные командировки и маленький ребёнок – понятия несовместимые, перешла на почту, продавала периодику в киоске, оформляла подписку. Сколько тогда журналов и газет люди выписывали! Иногда до ночи приходилось на работе засиживаться. Потом должность сократили, и Лидия ушла в ЦРБ санитарочкой. Там и трудилась до пенсии. Без двух дней двадцать лет.
Где бы ни работала Лидия Гавриловна, везде была на хорошем счету и свои должностные обязанности исполняла на совесть. А по-другому она и не умеет. Трудолюбием родители наградили. Так, на личном примере, и она своих детей воспитывала. В трудные девяностые в сезон по сорок вёдер ягод собирали на Конош-пороге. Дикоросы продавали или сдавали в приёмный пункт. Тем и жили. Когда-то здесь мать с отцом сено совхозным бурёнкам готовили. Неделями в лесной избушке жили. Большие луга были тогда по берегам. Потом Лидия с мужем сюда ездили, теперь их дети и внуки. Почти родовые угодья. Луга, конечно, уже позарастали. А домик стоит.
Сын Александр тоже любит лес, реку. Рукастым парень вырос, до работы охочим. Знает в технике толк и в электрике, и в строительстве, и во многом другом. По соседству с родительским построил свой дом.
Дочка в Сосногорске живёт. Преподаёт физику, математику, информатику в школе. Внучка Настя университет имени Пирогова окончила, осталась в Москве. Другая, Ксения, в медколледже учится. Гриша – в одиннадцатый пойдёт, он спорт- смен, занимается лыжами. Есть ещё двое младших – Полина с Ваней.
Для них – детей своих и внуков – старается Лидия Гавриловна. С ранней весны до поздней осени – в огороде да в лесу. Ни минуты без дела. Три ведра зрелых томатов на днях собрала в теплице, они в этом году порадовали. Ещё зелёных сколько наливается! Огуречные плети были не столь щедры. Ночи стали холоднее, и урожайность резко пошла на спад. Кабачки сняла. Самое время жарить оладьи из них. Уже и заготовок наделала. В квартире, смеётся, все углы к концу сезона забиты бывают банками. «Тёщин язык» из кабачков, помидоры в желе, аджика, лечо, томатный сок разлетаются зимой быстро.
Этот небольшой домик на улице Водной они с мужем Леонидом подняли на месте старого, который купили в начале девяностых. Баню, конечно, тоже построили. И с тех пор всё лето живут здесь. Сюда городские внуки приезжают. Тихо, красиво, речка совсем рядом. Всем нравится.
Зимовать Сучевы на Южный уходят. Но зиму Лидия не жалует. Её любимая пора – осень. Как у Пушкина. «Унылая пора, очей очарованье...» Время сбора урожая, яркой и мимолётной красоты.
Иногда вспоминает она дом в Малой Сойве, где жила бабушка по маминой линии Александра Ильинична Юдина. Дом этот строили ещё бабушкины родители. Лида с братьями и сёстрами любили гостить в деревне.
– Мама привезёт нас на санях, мы там и живём. С горки катались, где Серафим Юдин жил. Наваляемся в снегу, придём все ледяные, бабушка нас заругает – она строгая была, а мы заберёмся на тёплую печку, греемся, смеёмся. Дом до сих пор, говорят, стоит. Единственный он в Малой Сойве остался. Только одну половину разобрали, но печка сохранилась. Всё мечтаю съездить, посмотреть. Живая чистичка нашего детства…
Елена САВИНА.
Оставить комментарий