Чтоб не стать наживкой
Несмотря на предпринимаемые правоохранителями меры, преступность в телекоммуникационной среде с каждым годом растёт.
В 2018 году правоохранительными органами возбуждено 22 уголовных дела указанной категории, в 2019 году их число возросло до 51-го. Один из видов такой преступности – телефонное мошенничество. Анализ свидетельствует, что жертвами телефонных аферистов становятся граждане разного возраста.
Мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать свои данные либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (алчность) и чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость, страх) в своих корыстных интересах. Противостоять аферистам возможно лишь повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью.
Приведём основные известные схемы телефонного мошенничества.
СЛУЧАЙ С БЛИЗКИМИ
Мошенник представляется родственником и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан за совершение преступления (стал виновником ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз «помогал» людям таким образом. Деньги необходимо доставить в определённое место, передать какому-либо человеку или перевести на банковский счёт.
РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ
На телефон абонента сотовой связи приходит, как правило, в ночное время, СМС-сообщение, из которого следует, что в результате проведённой лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения деталей потенциальной жертве предлагается посетить некий сайт и ознакомиться с условиями акции либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора мошенники сообщают о том, что для выполнения некоторых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты комиссии за перевод) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счёт указанную ими сумму, а затем набрать определённую комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счёт обнуляется, а мошенники бесследно исчезают.
СМС-ПРОСЬБА
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи на него энную сумму и перезвони». Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему недоступен, а деньги вернуть уже не возможно.
ПЛАТНЫЙ КОД
Поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денег со счёта абонента на счёт злоумышленников.
ОШИБОЧНЫЙ ПЕРЕВОД
Абоненту поступает СМС-сообщение о поступлении на его счёт средств, переведённых с помощью услуги «мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевёл деньги на его счёт, при этом просит вернуть их обратно тем же способом. В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа.
КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ?
Чтобы не попасться на крючок злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и довести их до сведения родных и близких. Не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения.
Не стоит отвечать на звонки или СМС-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счёт деньги.
Не нужно сообщать по телефону кому бы то ни было сведений личного характера.
НАЙТИ И НАКАЗАТЬ
Если телефонные аферисты всё же сумели завладеть вашими деньгами, вопрос о привлечении их к уголовной ответственности будет решаться согласно нормам ст.159 УК РФ. При этом сумма ущерба должна превышать 2500 рублей. Если размер ущерба меньше или равен 2500 рублей, то ответственность наступает по ст.7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – «Мелкое хищение».
За мошенничество, совершенное при помощи телефонных звонков и СМС-рассылок, также возможно привлечь злоумышленников к ответственности. Чем больше сообщений о подобных случаях будет зарегистрировано в правоохранительных органах, тем больше шансов, что преступники будут найдены и наказаны. Своевременное обращение в органы правопорядка может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки мошенников.
По сообщениям и заявлениям граждан о преступлениях указанной категории, поступившим в правоохранительные органы, проводятся проверки в порядке статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Константин ЮЗЕЕВ, заместитель прокурора района.
Оставить комментарий