Неподъёмное бремя
Реализация конституционных прав инвалидов по-прежнему осуществляется с большими трудностями.
Принятая в 2006 году ООН Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в мае 2012 года, задала новый вектор развития социальной политики России, ориентировав и законодателя, и правоприменителя на интеграцию человека с инвалидностью в общество с самого рождения. Несмотря на это, реализация конституционных прав инвалидов по-прежнему осуществляется с огромными трудностями.
При большом количестве нуждающихся в медпомощи жителей села и горожан институт получения статуса инвалидности, который невозможно задействовать без оказания гражданам медицинских услуг, сопровождается множеством процедурных и материальных проблем. Зачастую они ложатся на граждан неподъёмным бременем и служат препятствием к оформлению инвалидности, не позволяя получать определённые социальные преференции, предоставляемые инвалидам, признанным таковыми в установленном законом порядке.
Нарушения выявлялись при предоставлении медицинских услуг и лекарственных средств, организации образовательного процесса, социального обслуживания. Граждане с инвалидностью обращались и по поводу недоступности для них различных объектов инфраструктуры. Вопросы трудоустройства и увольнения представителей указанной категории также являются предметом прокурорских проверок.
Нарушения такого рода, зачастую влекущие возникновение угрозы жизни и здоровью людей, имеют место практически в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании и требуют реагирования со стороны органов государственной власти, органов контроля и надзора, правоохранителей.
Поводами для проведения проверок служат обращения граждан, а также информация общественных организаций по защите прав инвалидов.
Представления в части доступности
Прокуратурой района в 2018-2020 годах выявлялись нарушения в части доступности социальных объектов для маломобильных граждан, в связи с чем внесены представления об устранении нарушений законодательства по объектам аптечного комплекса. Они находятся на рассмотрении.
Кроме того, анализировалась деятельность по доступу к информации о работе органов местного самоуправления. Так, во исполнение требований Федерального закона №181-ФЗ принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утверждённый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012г. №1789-СТ взамен ГОСТ 52872-2007 и введён в действие с 1 января 2014 года.
В соответствии с пунктом 4.3 госстандарта в целях обеспечения доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места, по ГОСТ Р 51645.
Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.
Согласно п. 4.5, 4.6 ГОСТа для полноценного доступа инвалидов по зрению информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднён.
Из положений п. 5.1.2, 5.1.3 ГОСТа следует, что часто посещаемые страницы по своему объёму должны быть не более двух-трёх экранов текста. Число ссылок на странице – не более 15. Графический файл, несущий смысловую нагрузку, должен быть снабжён поясняющим текстом.
При изучении электронной страницы официального сайта органов местного самоуправления установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона некоторыми органами местного самоуправления не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012. Альтернативная версия официального сайта для слабовидящих не разработана, соответствующая ссылка отсутствует. В связи с чем прокуратурой района в 2018 году в Троицко-Печорский районный суд направлено исковое заявление об обязании привести официальный сайт указанного органа местного самоуправления в сети Интернет в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». Исковые требования удовлетворены.
В целях защиты прав инвалидов, являющихся предметом посягательства, правоохранительные органы вправе возбуждать дело об административном правонарушении, объектом которого являются общественные отношения в области труда и занятости инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»; 5.43 «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»; 9.13 «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»; 9.14 «Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами»; 11.24 «Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов».
По фактам нарушения прав инвалидов и маломобильных граждан рекомендуем обращаться в прокуратуру района, в том числе посредством электронной почты: tr-pechorsk@ргосkomi.ru
Алексей ТАРАЧЁВ, прокурор района.
Оставить комментарий