АБАР СОРОК ПЕРВОГО
В Абаре образца 1941 года всего 38 домов, построенных примерно по единому образцу и подобию, за исключением одного - у Кирилла и Анны Поповых. Народу в довоенной деревеньке-колхознице, казалось, кишмя кишело. В каждом доме не по одной семье, а в семье по несколько ребятишек… Бажуковы, Кузнецовы, Поповы, Пыстины, Юдины. В большинстве своём потомственные рыбаки-охотники всю деревня уютно разместили вдоль берега Мылвы.
22 июня 1941 года. Вот-вот прервётся их мирная, размеренная жизнь…
Встреча выходцев из Абара «История одной фотографии» стала первым шагом для восстановления точной картины жизни предвоенной деревни. На снимке запечатлены 10 тружениц тыла, вдов погибших или умерших защитников Родины. У всех женщин мудрые, задумчивые лица. Как в войну их сплотила одна общая на всех беда, так на фотографии объединили красивые головные платки, повязанные одинаково. Как-то мало внимания уделялось им при жизни. Сами они себя героинями никогда не считали, о себе много не говорили: «Жили, работали». У всего того поколения одинаковая доля. История каждой, рассказанная детьми, внуками, племянниками, легла в основу «путешествия» в Абар сорок первого года.
Дом по адресу: Пыстина,1 - знают старожилы как Ичет Степан керка. Он стоит и сейчас. В нём жила Евдокия Демидовна Кузнецова – Демит \дя – вдова умершего участника войны Василия Степановича Кузнецова. Внучка Валя, сейчас уже Валентина Модестовна, призналась, ей особо сильно общаться с ними не довелось. Поэтому рассказала, что слышала. В 1941 году мобилизовали Василия Степановича в Красную Армию на защиту Отечества. Воевал он на Волховском фронте, попал под обстрел. После тяжёлого ранения лежал в госпитале в Перми. Привезли домой на подводе. Работал он бригадиром в полеводстве. Евдокия Демидовна трудилась в аэропорту, готовила обеды для лётчиков.
О своей маме, бабушке, вдове погибшего фронтовика Олимпиаде Васильевне Бажуковой – Олим тётке - много доброго рассказали дочь Эмилия Алексеевна и внучка Елена Шурыгины. Они бережно хранят фронтовые письма. В каждом из них сквозит забота о жене, детях. Отец даёт наставления старшему сыну помогать матери, младшим - быть послушными, жене наказывал учить детей, как ни трудно приходилось бы ей.
Пять лет было Эмилии, она хорошо помнит, как отца Алексея Алексеевича забрали на фронт. Он взял её на руки и нёс до самого пункта сбора.
Олимпиада Васильевна заведовала фермой, с утра до ночи пропадала на работе. Алексей Алексеевич был счетоводом. В октябре пришла похоронка.
Большой добротный дом и сегодня стоит на улице Набережной. С одной стороны жила семья Олимпиады Васильевны, с другой - её деверя, фронтовика Егора Алексеевича Бажукова.
Тима \ндр\й Наталь - так звучит на коми имя Натальи Андреевны Растворовой. О своей бабушке с теплотой и любовью отзывается внучка Ирина Шешукова. Дед Александр Дормидонтович Растворов – Дорми \ль\ксан - ушёл на войну и сразу пропал без вести. Наталья Андреевна одна воспитала детей Гелю и Розу. Сама работала в аптеке, больнице санитаркой. Много и добросовестно трудилась. Замуж не выходила, вдовствовала.
- Она в Абаре была, как врач, - добавляет Эмилия Алексеевна. - Я проколола очень сильно ногу, и Наталья Андреевна мне помогла.
По признанию местных жителей, её считали главным деревенским врачом. Она умела делать очень хорошие мази.
Внучка бережно хранит и поддерживает бабушкин дом, с которым связано её детство.
О своей маме Анне Алексеевне Широковой (Кузнецовой) – Ичет Анне - вспоминала дочь Галина Алексеевна Попова. Отец Алексей Степанович Кузнецов, по-деревенски Степко \ль\к, трудился бригадиром в колхозе. Галя его совсем не помнит. Он пропал без вести в конце сорок первого-начале сорок второго. Пенсию на детей Галю и Розу не платили – не полагалась она в таком случае. Мама целыми днями пропадала на работе, дочки целыми днями играли. Передовая доярка в колхозе. Она хваталась за любую работу – работала в экспедиции, лесозаготовках, сплаве… только бы обеспечить достаток детям. В старости, когда дочери пеняли, что никогда не видели в детстве маму дома, Анна Алексеевна замечала, что она никогда и не держала их впроголодь. Они были сыты, одеты, обуты.
Дома, построенного когда-то отцом, откуда он ушёл на фронт, давно нет. На месте Степко \ль\к керки теперь стоит новый дом. После войны жила семья Анны Алексеевны в керке Еле Анны – доме бабушки по материнской линии. Его тоже сейчас нет, здесь дача у Магазенко.
Следующая героиня Васька Анна – вдова умершего в 1953 году участника Великой Отечественной войны - Анна Васильевна Попова. Сегодня отцовский дом, бережно хранимый дочерью Раисой и внучкой Галиной, служит достопримечательностью Абара. Сюда, на улицу Чапаева, любят приводить на экскурсии школьников, иностранных гостей. Здесь соединяются прошлое, настоящее, будущее.
- Незавидная судьба у мамы, - заметила дочь Раиса Кирилловна. – Жила в прислуге. Вышла замуж, только тогда и зажила. Отец хороший, заботливый, мастеровой. Построил Кирилл Андреевич свой добротный дом. До войны народили с любимой женой пятерых детей.
Отца семейства забрали на войну. Он дошёл до Берлина, имел много наград. После войны у Поповых родились ещё дети, на четыре человека прибавилась семья.
Отец-фронтовик на жалобы о том, как трудно жилось в тылу, частенько говаривал: «Голодали, но спали спокойно!»
Недолго длилось послевоенное счастье Анны Васильевны с Кириллом Андреевичем. В 1953 году главы семьи не стало.
- Мама сама шила, вязала, готовила, - продолжает рассказ дочь. - Не помню такого случая, чтобы мы ходили в рванине и голодными. Мама обеспечивала достаток. Всех нас выучила, все получили образование, имели специальности. Каждого из нас вывела в люди.
Микол Иван Василь Елюк - родовое имя Елены Васильевны Пашниной. По-признанию дочери Галины Фоминичны Косых, её мама всегда очень крепко работала. Она всё умела и всё могла. Целыми днями пропадала в колхозе. Припомнилось Галине Фоминичне, как они с братом Василием решили самостоятельно заготовить дров. Захотели помочь маме. Не побоялись малолетние дровосеки, что может дерево на них упасть. Васе было 12 лет, Галя на четыре года младше.
Родительского дома нет, на этом месте под одной крышей построили большой дом на двух хозяев, брат с сестрой, Василий Попов и Галина Косых.
Поликсенья Алексеевна Бажукова - вдова погибшего участника Великой Отечественной войны Константина Алексеевича. Погиб на войне и старший сын Иван Константинович.
Внучка Анна со своей любимой бабушкой проводила много времени. Родилась Поликсенья 110 лет назад. Росла сиротой, вышла замуж за вдовца. После гибели на войне мужа на руках бабушки осталось шестеро детей, младшего Ремика отец даже не видел. Сама бабушка трудилась в колхозе. Она таскала внучку по всем абарским бабушкам-подружкам – помыть им полы. Запомнилось Анне, что бабушки никогда не жаловались на свою трудную жизнь. Все построили дома, подняли и вывели в люди детей. Поликсенья Алексеевна очень любила и ценила порядок во всём. В её доме всегда было чисто и тепло, горячий чай, пироги. Двор был идеальный, убран «под гребёнку». Трава - ковёр, чтобы не поранить ноги.
Оль\к Микайл\ Наста Пыстина, многие знают её по фамилии Сенькина. Всю жизнь Анастасия Михайловна работала в больнице – в зубном кабинете, стирала бельё. Знала всех людей в лицо. Очень любила собирать грибы, морошку. Успевала до работы поутру сбегать в лес.
В войну Василь Насте – Анастасии Васильевне Бажуковой - было 19 лет. Вот она рядом, живая история. Почему-то раньше непростительно мало интересовались, как, чем жили бабушки-дедушки, родители. Так что информацию о ней племяннице Валентине пришлось собирать по крупицам. В войну она работала конюхом. Однажды дочь Света поинтересовалась: «Мама, где ты научилась курить?» Запомнилось, что она ответила, как в войну ходила с ружьём. Им выдавали паёк, где имелся табак. Чтобы не уснуть и отпугивать комаров и мошек, курила.
По словам одной из внучек, Татьяны, дед Василий Бажуков – участник первой мировой войны, охранял репрессированных и мост в районе Печоры. Дед добывал дичь, рыбу, делился добычей с заключёнными, и они не убегали из лагеря. Тётя Настя охраняла здесь мост через Печору.
Очень строгой, волевой женщиной в памяти абарцев осталась председатель колхоза Мария Александровна Юдина. Первый муж Иван Пыстин погиб на фронте. Осталась с двумя детьми, Розой, Эриком. После войны она вышла замуж за фронтовика Александра Михайловича Попова, родилась дочь Валентина. Мария Александровна трепетно относилась к памяти. На стене висели портреты обоих мужей – первого, погибшего на войне и второго, вернувшегося с войны – отцов старших детей и младшей. Одно время жили в Шерляге. Потом построили новый дом в Абаре, на улице Чапаева, где жила с дочерью Розой.
О своей бабушке Аксинье Петровне Поповой – Оксинь об\ - рассказала внучка Татьяна Петровна Шишляева. Г\гынь (повитуха) - в таком качестве она была известна в Абаре.
Ыджыд мам постоянно была чем-то занята: принимала роды, крестила, лечила. Жила она по соседству со своей младшей сестрой Анной Петровной Зайцевой.
Рядом стоял дом её брата, участника войны Феоктиста Петровича Пыстина, где сейчас проживает младший сын.
- Довоенный дом наш! – рассказывает дочь Феоктиста Петровича, Ия. - У меня до сих пор стоит перед глазами, как отец качал меня здесь на коленях.
Проводив главу семьи на фронт, осталась его Клавдия Андреевна с двумя малолетними детьми. Трудилась всё так же в колхозе «Пионер». Работы навалилось на хрупкие женские плечи - только успевай от неё отмахиваться. Суток не хватало.
- Мама в войну ходила за овцами, - уточняет Ия Феоктисовна. – Помню, они убегают от меня, я реву, бегаю за ними, собираю в стадо.
Дождались дети и Клавдия Андреевна мужа-фронтовика. Потекла в трудах-заботах тихая мирная жизнь. После войны родились дочки-сыночки, выросла семья Пыстиных на четыре человека.
Рассказ о каждой героине на одной фотографии лёг в основу летописи деревни. Вспомнили всех поимённо, восстановили по всем правилам их местные родовые имена-прозвища. Великие труженицы заслуживают самой высокой награды – памяти в сердцах детей, внуков, правнуков. Каждый дом обозначен хозяйским именем. Благодаря совместным усилиям старожилов воссоздали план-схему Абара по состоянию на 22 июня 1941 года. В скором будущем появится макет деревни. Ребята из клуба «Атлант» приступили к «строительству» домов, возрождению довоенной деревни.
Ирина Шаманова.
Оставить комментарий