Антонина Шайхалова: «НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ СВОЕЙ ЖИЗНИ БЕЗ ШКОЛЫ»
Имена победителей очередного конкурса профессионального мастерства озвучены в первый день майских праздников на Стефановской площади Сыктывкара. Их портреты размещены на Доске почёта Республики Коми. Это люди самых разных профессий – машинист экскаватора и зоотехник, капитан теплохода и горнорабочий, слесарь и тренер-преподаватель, врач и социальный работник. Учительское сообщество представляет учитель истории, коми языка и литературы РК из Троицко-Печорского района Антонина Сергеевна Шайхалова.
Для нашего педагога известие о помещении её портрета на республиканскую Доску почёта почти совпало с юбилейным днём рождения. А поскольку появиться на свет ей посчастливилось 9 Мая, то набирается даже не два, а целых три приятных события. В канун праздников мы побеседовали с учителем.
- Антонина Сергеевна, кто или что повлияло на выбор профессии? Вы сами в какой школе учились?
- Два класса национальной школы окончила в Заречье, своей родной деревне. Потом наша семья переехала в Нижнюю Омру. Моя мама, святой человек и великая труженица, была неграмотной, но нам всегда говорила, что надо учиться. Из-за нас уехала из Заречья и весь свой колхозный стаж потеряла. Пришла я в третий класс нижнеомринской школы, ни слова не зная по-русски. У меня даже школьной формы не было до десятого класса – наша большая семья жила бедно. А учились в классе, в основном, дети элиты – офицеров, нефтяников. Девочки ходили в красивых платьицах, с атласными нарукавничками, кружевными воротничками. Я подружилась с дочкой репрессированных литовцев, она тоже по-русски не говорила. Сидели мы на задней парте, между собой разговаривали жестами, терпели насмешки одноклассников и ровным счётом ничего не понимали. Через полгода научились говорить и понимать русскую речь. Нас едва не оставили на второй год в третьем классе. И мы с Юлькой пообещали друг другу, что всем им ещё докажем, что обязательно станем учителями и непременно русского языка. С четвёртого класса троек у меня уже не было… Ещё, наверное, свою роль сыграла Екатерина Леонидовна Шахтарова – моя первая учительница. Красивая, голубоглазая, с большой русой косой – свой образ учителя я с неё срисовала. Сейчас она, к сожалению, тяжело больна.
- Нелегко Вам пришлось, другой вообще мог учёбу забросить. Что помогало?
- Думаю, настойчивость, упрямство. Как говорила бабушка, это национальная черта, присущая всем истинным коми. Она позволяет многого добиться, если в нужную сторону направлена.
- Всегда ли в нужную?
- Может, и не всегда. С близкими, наверное, стоит упрямиться поменьше. Не сразу это понимаешь, мудрость с возрастом приходит.
- После школы был пединститут?
- Педучилище. Родители институт в то время не потянули бы. После училища направили в родную школу. Я играла на баяне и неплохо рисовала. Вела уроки музыки, рисования и черчения. Проработала три года. Потом поступила в Рижский университет, а там как раз русский факультет закрыли, и нас перевели в Лиепае, в пединститут имени Вилиса Лациса. Поступала на дневное отделение, но мама заболела, и с первого курса я перешла на заочное. В 1969-м – тогда я уже в Митрофановской средней школе работала – окончила институт, получила диплом учителя начальных классов с правом преподавания русского и немецкого языков с первого по восьмой классы. Однако возникла проблема: чтобы работать учителем русского языка, требовался диплом филфака. Поступила в КГПИ. Когда заканчивала институт, у меня уже трое детей было.
- Чем для Вас стала Митрофановская школа?
- 35-летней школой жизни. Вела уроки русского языка и литературы, коми языка, музыки. Была организатором по воспитательной работе, секретарем парторганизации, председателем профкома. Именно там состоялась как педагог. Да, были ошибки, но мы учились на них. Коллектив этой школы всегда вспоминаю с большой теплотой.
- А Нижнеомринская?
- Это уже опыт. И новый уровень преподавания, который дают современные технологии. В свою родную школу вернулась в феврале 2002-го, уже в зрелом возрасте. Веду историю, коми язык и литературу Республики Коми. Хорошая творческая аура, замечательный кабинет, администрация школы во всём поддерживает. Сейчас много информации. Различные творческие конкурсы проводятся. Все возможности для того, чтобы заниматься воспитанием и образованием учащихся. Если есть желание.
- У Вас оно есть, а у детей? Контингент в школе непростой, почти половина учащихся – это ребята детского дома и социально-реабилитационного центра. С ними общий язык удаётся находить?
- Я человек неконфликтный, поладить могу со всеми. Нареканий по дисциплине нет. Но… этих ребят увлекают мобильный телефон, музыка, социальные сети. Больше ничего. Некоторым моим девятиклассникам уже по 17-18 лет. Не желают они знать ни про армию, ни про героев, ни исторические вехи. Слово «патриотизм» для них ничего не значит. Мероприятий много хороших проводится, но результат по воспитанию не всегда виден. В этом направлении ещё работать и работать.
- Век живи – век учись... Это про Вас. Слышала, что обучались и в Монреале. Это так?
- В 2000 году взяла творческий отпуск и поехала к дочери в Канаду. Год жила там, училась в институте Конкордия на факультете английского и французского языков. Есть сертификат, но на разговорном уровне. Не поверите – изучать французский мне очень помогло знание… коми языка. Преподаватель спрашивал: откуда вы, мадам? Удивлялся и просил рассказать о Коми крае, о языке, культуре.
- Пригодились эти познания?
- Все знания когда-то пригождаются. С внуками (канадскими) общаемся по скайпу, они не говорят по-русски. Да и в поездках знания языков нужны. Мне доводилось бывать во Франции, Германии, Нидерландах, США. Каждая поездка – не ради самой поездки, а чтобы увидеть и узнать что-то новое.
- Глядя на иную жизнь и чужеземные красоты, что думаете о России?
- Тоскую по родному уголку и хочу вернуться. Кроме своей Коми Республики, мне ничего не надо.
- Любите ездить, значит, легки на подъём?
- Думаю, да. Когда долго никуда не выезжаю, начинаю киснуть. Ездим с ребятами на конкурсы, конференции. На днях вернулись из Сыктывкара. С моей ученицей, шестиклассницей Сашей Судук участвовали в Х республиканских Стефановских чтениях. Саша выступала в первой секции среди 18 других участников. Я рассказывала о своей деятельности по духовно-патриотическому воспитанию. Замминистра образования Н.И. Студиград заметила, что надо такие чтения организовать в муниципалитетах. Поскольку мы уже проводили на базе нижнеомринской школы Стефановские чтения, организаторы намереваются приехать к нам.
- Вы много занимаетесь исследовательской работой. Поделитесь планами?
- Я давно открыла для себя, что в исследовательскую деятельность нужно вовлекать ребят как можно раньше, ещё с начального звена. В малышах столько интереса к окружающему миру, ко всему новому! У нас четвёртый год действует кружок юных краеведов. Работаем над тем, чтоб нашей школе присвоили имя Геннадия Быкова. Хотим включиться в республиканскую патриотическую акцию «Обелиск памяти», взять шефство над памятниками в Нижней Омре и Гришеставе. Облагородить территорию, цветочки посадить. В Гришестав решили пешком отправиться, там недалеко, шесть километров всего. Такая прогулка и для здоровья полезна, и дело хорошее сделаем.
- Не устаете от столь активной деятельности, от детей? Когда отдыхаете?
- Нет, мои ученики, школа, Нижняя Омра – это для меня всё. А для отдыха – дом, цветы, музыка, книги. Веду здоровый образ жизни. Много хожу пешком, зимой – на лыжах. Летом езжу на велосипеде, правда, реже, чем хотелось бы – четвёртый этаж, поднимать тяжело. Дважды в неделю – обязательно баня. Спасибо, что в райцентре она есть. Веники сама готовлю. Попариться, холодной водичкой облиться – что может быть лучше?! В спальне у меня даже кровати нет, много лет сплю на полу – для позвоночника хорошо. Немного огородом занимаюсь, земелька есть в Заречье. Травки там лекарственные собираю.
- Не удивлюсь, если и режим дня строго соблюдаете?
- Конечно! Встаю в пять утра, даже в праздники и выходные. Всегда так было. Но и ложусь рано. В десять вечера уже должна заснуть. Ну, вот разве Соловьёва когда смотрю, позже получается.
- Какие ещё передачи смотрите?
- Обязательно телеканал «Юрган», «Талун» на коми языке. Иногда «Пусть говорят» у Малахова, если тема интересная. Фильмы жизненные. Сериалы не смотрю, времени жалко.
- Любимые книги?
- «Мастер и Маргарита» – моя любимая. Иногда перечитываю. Бывает, просто какой-нибудь отрывок. Ещё очень люблю Лермонтова. Не знаю, почему. Может, он нам, коми язычникам, по духу близок?
- Какие качества в людях не приемлете?
- Ложь и лицемерие. Ещё хамство. Теряюсь перед ним, не могу дать отпор, найти нужные слова. Они приходят потом, да после драки кулаками не машут)) А вообще, друзей у меня мало. Я, наверное, одиночка. Общаюсь со многими, а в душу могу не каждого впустить.
- А с подругой детства Юлей связь поддерживаете? Как её жизнь в учительстве сложилась?
- Мы вместе в педучилище учились, по окончании в Нижнюю Омру вернулись, вместе и в Латвийский институт поступали. Даже замуж почти в одно время вышли. Её муж – литовец, служил в Сыктывкаре, там они и познакомились. А мой супруг сюда, в Коми, из Баку приехал. Первенцы у нас тоже почти в одно время родились. Но потом связь оборвалась, давно не общались. Жаль. Очень хочу найти её.
- Наверное, сложно жить с человеком другой культуры?
- Очень сложно. Разные взгляды на жизнь, на воспитание детей, даже еда – и та разная. Бесконечное терпение нужно. Но замуж выходила по большой любви и ни о чём не жалею. Жила детьми и своей работой.
- Вы так много говорите о работе, наверное, на семью времени меньше оставалось?
- Да, на собственных детей его не всегда хватало. Не только из-за работы. Какие условия в Митрофане? Печки, дрова, удобства на улице. Но справлялась. Дети выросли, образование получили, сами стали родителями, пятеро внуков уже. А времени… его и теперь не хватает.
- Интернет во всём виноват)))
- Отчасти, да. В Одноклассники, бывает, зайду, а там сообщений штук двести. Мои ребята и ВКонтакте меня заставили зарегистрироваться. Но дома к компьютеру редко подхожу, хватает общения с ним на работе.
- А когда из школы уйдёте, чем будете заниматься? Не думали об этом?
- Найду, чем заняться. Хотя не представляю своей жизни без школы, без детей. Они славные! Хочется ещё что-то дать им, научить чему-то хорошему, доброму. Когда я дам свой последний урок, можно будет уже в Заречье отправляться. На моё фамильное кладбище.
- Не страшно?
- Нет. Там всё для меня родное. Каждый дом, каждый холмик, каждое дерево. Деревня раньше большая была. Сколько детей! Учились в две смены при керосиновых лампах. Надеть нечего, писать не на чем, но как хотели учиться! Все друг другу помогали… Частенько езжу туда. На родной земле и дышится по-другому.
- И последний вопрос. Почему Вас дети Ниной Сергеевной зовут?
- Да меня все так называют. На Антонину иногда и не откликаюсь – думаю, не меня зовут)) А как получилось? Отчим меня удочерил. Была Кузнецова Нина Константиновна, а стала Овчинникова Антонина Сергеевна. Позднее муж дал свою фамилию, ровно 50 лет уже Шайхалова.
- Спасибо за интересную беседу и Ваш труд! С праздником!
Беседовала Елена САВИНА.
Оставить комментарий