Боль разведут руками
О нелёгкой работе врача и медсестры хирургического кабинета.
Накануне профессионального праздника наш корреспондент встретился со специалистами самого востребованного кабинета поликлиники Троицко-Печорской ЦРБ – хирургом Игорем Владимировичем Никитиным и хирургической медсестрой Ольгой Валентиновной Петрюченко (её коллега Елена Николаевна Попова – в отпуске).
Игорь Владимирович закончил Ижевскую медицинскую академию в 2016-м. Потом прошёл интернатуру по специальности хирургия.
Ольга Валентиновна – Архангельское первое городское медучилище в 1986. Три года работала в реанимации города Архангельска и более 30 лет – в Троицко-Печорской ЦРБ. В этом году её день рождения приятно совпал с Днём медика.
Интересно, как они сами оценивают свою профессию? Довольны ли своим выбором?
Отдыхать некогда
Время близится к 16.00. В поликлинике, по сравнению с утром, пусто. Единственный человек ожидает приёма хирурга. Из кабинета выходит предпоследний пациент…
- Отдыхать нам долго нельзя – в понедельник после трёхдневных выходных приняли 56 человек! - вступает в разговор Ольга Валентиновна. - Доктор наш молодой, перспективный. У него всё ещё впереди. Игорь Владимирович прислушивается к мнению старших коллег. Интеллигентный и безотказный. Готов прийти на помощь в любое время. Работать с ним легко. Мы с Еленой Николаевной к нему привыкли. Вообще, кто не любит хирургию, тот меняет направление, переходит на другую работу. За приём надо успеть помочь доктору, наложить повязку, успеть записать в карточку, а тут ещё дружок-компьютер появился – надо учиться.
- Для меня самое главное, когда после приёма у врача больному становится лучше, – продолжает Игорь Владимирович, первый медик в семье Никитиных. – Люблю помогать людям. Хирургом за один-два года не станешь, надо много работать. Много приходится делать не своего, не хирургического – такова специфика районной больницы. Работаю в больничном стационаре и веду амбулаторные приёмы в поликлинике. Стационар и амбулатория – абсолютно разные вещи. В стационаре жизнь протекает более спокойно. Всё можно осмыслить, рассмотреть, подумать и решить. В амбулатории сил физических и моральных тратится гораздо больше. Поток пациентов приличный. Случается, на приём попадает человек, которому требуется лечение в стационаре.
- Что самое приятное в работе?
- Когда от пациента идёт отдача, когда он выздоравливает, – появляется улыбка на лице доктора. – Хирургия – это не терапия. Мы видим, от чего человек заболел. Пациент идёт на поправку, выздоравливает, мы это сразу знаем. Работать хорошо в коллективе. Вместе учимся, развиваемся. От всех нас зависит конечный результат. Больным становится лучше – и нам комфортно.
- Приятно, когда больной вышел от нас, и ему стало чуть-чуть легче, - признаётся Ольга Валентиновна. – Значит, мы на своём месте, как говорил Валерий Васильевич Скулкин.
- Когда настроение портится?
- Доктор мало разговаривает. Если чем-то недоволен, молчит. Пишет, пишет в карточку. Мы с Леной предлагаем ему чашечку кофе для разрядки.
В совместной работе лучше, когда больше позитива, чем негатива. Ситуаций разных возникает множество. Больной забыл, что с утра ему нельзя есть, поел – и назначенная операция переносится, график сдвигается. Режим работы у нашего доктора довольно напряжённый. Утром пятиминутки у главного врача и в отделении, обход, приём. Несколько раз пригласят в приёмный покой. Потом работа в отделении. Времени свободного остаётся только на сон. Для больного важно отношение доктора. Репутация у доктора хорошая. Больные хотят попасть именно к нему. Сейчас с приездом второго специалиста Игорю Владимировичу будет легче.
О первых самостоятельных шагах и первых пациентах
- Сколько их было за семь месяцев в реанимации и пять месяцев работы анестезисткой – никого не помню! - восклицает Ольга Валентиновна. – Они все были тяжёлыми, после операций и наркоза.
- Первую операцию делал в интернатуре, в основном молодым доверяли грыжи, – вспоминает Игорь Владимирович. Остальные операции шли под присмотром старших коллег, хирургов. Первый год работы не помню вообще. Приехал в августе 2017-го в ЦРБ посмотреть на работу. Ольга Валентиновна встретила словами: «Добро пожаловать! Будем работать». Мне тяжело привыкать к коллективам.
О правильности собственного выбора
- Не жалею, что связал себя с медициной, - считает Игорь Владимирович. - Хотел стать травматологом. Для травматологии надо учиться три года, сразу не сложилось. Но всё, что ни делается, – к лучшему. Я стараюсь смотреть на жизнь с позитивной стороны. В принципе, я и в хирургии себя чувствую неплохо. У нас много интересных случаев.
- Лет 30 с небольшим была печаль, что дальше не продолжила учёбу, - улыбается Ольга Валентиновна. - Думаю, врач из меня получился бы. Родители как-то не настаивали на поступлении в институт. А после училища я почему-то решила, что лучше буду хорошей медсестрой, чем плохим врачом.
О плюсах и минусах
- Вижу только плюсы, - признаётся доктор Никитин. - Развитие идёт, чувствую, что знания прибавляются, остальное как-то мало волнует. Вот если бы была возможность поучиться... Выезжал в Ухту на месяц, с ребятами делали операции. Уровень нашей больницы не так уж и отличается от городской. Пока молодой, можно пожертвовать личным временем и развлечениями. Увлекался бегом, футболом, если честно, не помню, когда играл последний раз. Прежде всего, должен состояться, как специалист. Главным для меня остаётся врачебная практика: свет операционной лампы, блеск инструментов, поддержка коллег, выздоровление каждого из пациентов. Хочу стать профессионалом!
Чувство разочарования
- Переживаем, когда наши больные умирают. Почему люди поздно приезжают в больницу, тянут до последнего. Хирургия может вылечить от всего, но многое зависит от времени, тяжести протекания болезни.
О такте и интеллигентности
- Медику важно быть интеллигентом. Человек и так боится идти в больницу, и мы не имеем права встречать его криком. Необходимо тактичное обращение, умение расположить его к беседе, чтобы человек не забыл, зачем пришёл. Главное – вовремя прийти к специалисту, а не заниматься самолечением.
- Что пожелаете будущим медикам?
- Чтобы учились хорошо, – единогласно заявляют собеседники. - Боязнь вида крови и гноя многих пугает. Отвращение к биологическим выделениям со временем проходит. Учёба у медиков тяжёлая, и столько надо успеть освоить – хирургию, реанимацию, терапию и помимо них надо знать очень много. Но практика делает из молодого специалиста настоящего медика.
- По личному опыту знаю, дети, которые часто попадают к хирургу, идут в медицину, - смеётся Ольга Валентиновна. – Поступают и отличники, и троечники.
Арина Вьюгина.
Оставить комментарий