Из династии речников
Павел Матвеевич Сазонов, многие из его детей и внуков накрепко связали свою жизнь с Печорой.
«Печора, Печора, родная Печора, угрюмы твои берега…» Так поётся в одной из песен о нашей реке. Нет, не угрюмы её берега, а просто красивы и живописны. Другая строчка говорит: «Идут по ней большие суда». Да, до девяностых годов жизнь на Печоре кипела. Сколько кубометров древесины по ней сплавлено, сколько тонн угля и других грузов для нужд экономики перевезено – не счесть. Всю работу выполняли команды пароходов, теплоходов, катеров. Зимой экипажи ремонтировали суда до самого открытия навигации. Весной – ледоход. Поступал приказ начать вооружение. У всех праздничное настроение: скоро в рейс.
Так было в течение многих лет. Так было и в далёком 1937 году. Молодой паренёк по имени Павел с нетерпением ждал первого выхода в рейс в должности масленщика на «Пионере». До этого он участвовал в перегоне судна. Очень понравились ему пароход, река Печора, решил стать речником. И стал он не просто речником, а основателем династии. О нём, Павле Матвеевиче Сазонове, и его большой семье и пойдёт речь. Все они любили свою работу, свои суда, родную Печору. Кому-то довелось бороздить речные просторы совсем недолго. За плечами других – много навигаций. Но вернёмся к нашему юному члену команды парохода «Пионер». Он настойчиво изучал устройство судна, постигал тонкости профессии. В 1941 году его назначили вторым помощником механика на пароход «Неман». В 1945-м – первым помощником механика на «Свирь». В его трудовой книжке одна запись сменяет другую: 1946 год – первый помощник механика, 1947-й – помощник механика на «Виноградове», 1948 год – приёмо-сдатчик грузов на пристани Троицко-Печорск. Уйти с парохода пришлось по состоянию здоровья. После учёбы в Высшей партийной школе Ленинграда работал в райкоме КПСС. А в 1955 году вернулся на пристань. Его трудовой стаж – без малого полвека. Павел Матвеевич награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и другими наградами.
Не одной только работой была наполнена его жизнь. Ещё во время первых навигаций он познакомился со своей будущей женой Верой Ивановной Перминовой. Она из семьи раскулаченных ссыльных из Вологодской области. Жилось молодым трудно. В войну и местные бедствовали, а им было ещё тяжелее. Сначала жили в Парме на квартире, потом в Заречье. Семья росла. Семерых детей воспитали супруги Сазоновы. Расскажу немного о каждом.
Старшая дочь Любовь работала в кустпроме, в КБО портнихой, какое-то время вместе с мужем Валерием Ильичом Семяшкиным ходила в навигации поваром на пароходе.
Сын Николай, окончив восьмилетку, учился в речном училище. После службы в армии был вторым помощником капитана на судне «Плесецк» в техучастке. Потом учился в Сыктывкарском пединституте, был старшим мастером в ПТУ. Имеет звания «Ветеран труда», «Заслуженный работник Республики Коми», знак отличника профтехобразования, высшую квалификационную категорию.
Дочь Галина прошла курсы радистов. Ходила на пароходе. Награждена медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда».
Дочь Татьяна, окончив курсы радистов, трудилась на пароходах «Техник», «Ульяна Громова». Окончила Сыктывкарское культпросветучилище. Живёт в Болгарии.
В газете «Речник Печоры» от 4.11.1989 года опубликована заметка о старшем сыне Владимире: «Начальником пристани «Лемтыбож» назначен В.П. Сазонов. В 16 лет он уже знал, что значит быть речником-матросом. На теплоходе «Ижма» постигал азы профессии. Матрос, позже – рулевой-моторист на речных толкачах (буксирно-толкающих теплоходах). В 1977 году успешно окончил Печорское речное училище по специальности «техник-судоводитель». После армии год работал штурманом на «Сейде». До конца нынешней пятилетки капитан-помощник механика на «Вычегде». Владимир – отличник речного флота, старший госинспектор Верхнепечорского инспекторского пункта государственной речной судоходной инспекции по Печорскому бассейну...»
Сын Сергей в 1976 году – матрос на БТК-12. В 1977 году он уже рулевой-моторист, в 1979-м – второй штурман, второй механик. В 1986-м – капитан БТК-13. Имеет звание ветерана труда.
Дочь Надежда, окончив среднюю школу в 1969 году, прошла курсовое обучение, получила пятый разряд повара-кондитера. Более двух десятков лет ходила поваром на разных судах. Она – ветеран труда.
Её муж Николай Иванович Хозяинов в настоящее время работает на теплоходе «Вишера».
Внук Павла Матвеевича Сазонова Алексей Хозяинов учился в Печорском речном техникуме, был рулевым. Окончил Академию водного транспорта в Москве, затем юридическую академию.
Ещё один внук – Вячеслав Хозяинов с 14 лет был рулевым на «Вычегде». В 2001 году он в составе команды из четверых человек вёл караван на зимовку с Усть-Цильмы. Капитаном был Игорь Николаевич Чертков. Это был героический рейд.
Все мои герои любили реку, она была смыслом их жизни. Сегодня то, чем они жили, в Троицко-Печорске умерло. Но на этой минорной ноте не хочется завершать свой рассказ. Надеюсь, Верхняя Печора оживёт, и на ней вновь появятся теплоходы.
Вячеслав ПЫСТИН.
Оставить комментарий