ИЗ ИСТОРИИ ПОЧИНКА КУЗЬМИНСКОГО
Многие жители Троицко-Печорска знают о Конош-пороге на реке Печоре, который находится в 14 км выше поселка. Ещё выше по течению расположен остров В\радi, который делит реку на два рукава. Ускоренные сужением русла водные потоки встречают еще преграду – каменистый участок дна, на котором и образовался этот порог. Назван он, возможно, в честь известного в давние времена человека по имени Конон.
Окрестности Конош-порога были излюбленным местом наших родителей. Они с нами, детьми, а позже и одни, собирали здесь грибы и ягоды. На Мартюшевском болоте, которое в этом месте близко подходит к левому берегу Печоры, растут морошка и клюква. На борах – брусника, благородные белые грибы, яркие подосиновики, прячущиеся во мху грибы-белянки. На правом берегу вдоль сенокосных лугов – кусты черной и красной смородины, шиповника и жимолости. После сбора лесных даров усталые, с тяжелой ношей выходили на берег к лодке и с великим удовольствием купались в Печоре и пили у костра смородиновый чай. А на перекате Конош-порога, поблёскивая, прыгал серебристый хариус. Все эти воспоминания нахлынули на меня, когда, с трудом расшифровывая древнерусскую рукопись 1690 года, я встретила словосочетание – «Конашенский порог».
В марте этого года мы с моей четвероюродной сестрой и товарищем по генеалогическим исследованиям Другак (Кресовой) Светланой Леонидовной в московском Архиве древних актов (РГАДА) обнаружили рукописи, которые немного приоткрыли завесу тайны жизни первых обитателей наших мест. Документы эти написаны древнерусским языком и читаются очень сложно, некоторые слова расшифровать не удалось. Поэтому приведенный в статье текст рукописей для простоты восприятия осовременен.
Черные попы Троицкого монастыря
На протяжении XV и XVI столетий лесистый север России покрывался сетью монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. С этой же целью в начале XV века на мысе, образованном при слиянии рек Печоры и Мылвы, был построен Троицкий скит. Этот легендарный скит, давший название современному Троицко-Печорску, разделил судьбу множества монастырей и пустыней, которые прекратили свое существование под влиянием суровых условий жизни в диких, глухих местах.
Через полтора столетия, в конце XVII века, на смену исчезнувшему скиту был основан Троицкий мужской монастырь во главе с черными монахами Пафнутием и Авраамием, о чем можно достоверно утверждать благодаря найденным документам. И построен он был, наверняка, на месте древнего скита, на мысе, который не мог миновать ни один путешествующий по водному пути с запада на Урал и дальше в Сибирь.
Обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и оказывали заметное влияние на жизнь людей и государства. Троицкий монастырь на Печоре был пристанищем проезжающих торговых людей, царских чиновников и других странствующих. Для жизни монашеской братии и паломников монастырю необходимы были законно закрепленные за ним сенокосные луга, пашни, рыболовные тони. По этому поводу монахи обратились с челобитной к царствующим в те годы братьям Иоанну и Петру Алексеевичам:
«Великим Царям и Государям и Великим князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу всея Великой и Малой и Белой России Самодержцам бьют челом богомольцы Яренского уезда Пустыни Живоначальной Троицы с Печеры реки с устья Мылвы-речки черные попы1 Пафнутий да Авраамий с братией Государева монастыря, который ново строится по благословению и под паствою преосвященного Александра, Архиепископа Великоустюжского и Тотемского... Место это находится между Государевыми городами Чердынь2 и Пустоозерский острог3 по эту сторону Сибирского Камня4 …
Великих Государей посланники – великих чинов люди сибирским летним путем ездят из городов через это пустынное место… Просим пожалеть нас, богомольцев своих, дать нашей Пустыни для прокормления братии под пашни и посевные покосы земли, которые к той нашей пустыни в близости … Места эти лежат порожними и ни у кого и ни в каких крепостях не написаны и в дачи никому не отданы. … От мест жилых Яренского уезду верст с четыреста, а от Чердыни и от Пустоозёрского острогу верст за четыреста и больше… Пять бобылей5 на тех диких местах поселились в починке Кузьминском, не бив челом великому Государю, которые оброку и дани не платят…» К сожалению, окончание челобитной не сохранилось.
На просьбу монахов об отведении земель Троицкому монастырю Боярская дума вынесла решение:
«…По государеву указу бояре приговорили: Яренского уезда Усть-Сысольской волости к земскому судейке Феофилакту Сидорову нынешнего 7198 года послать пакет с прочётом. Велеть на челобитную новопостроенной пустыни Православной и Живоначальной Троицы, что на реке Печере, на устье речки Мылвы, черным попам Пафнутию да Авраамию с братиею отвести к той пустыни с устья Мылвы-речки вверх по обе стороны Печеры реки до Конашевского порогу. А вниз с того устья Мылвы-речки по обе ж стороны Печеры реки до Русан-курьи. Да по Мылве-речке вверх по обе стороны до Сойвы-речки и по Сойве-речке пашенные земли и сенные покосы и рыбные ловли… Теми угодьями и в тех урочищах в реке Печере и в речке Мылве и Сойве рыбными ловлями к той Троицкой пустыни владеть для их монастырского строения.
… те угодья в писцовых и в переписных книгах и ни в каких не записаны, потому что та пустынь строится в том месте внове, а вотчин и никаких угодий у той пустыни нет и государева жалованья не имеет, и те угодья от жилых мест на дальнем расстоянии стоят… Писарь (подпись)».
На основании царского указа и решения Боярской Думы на имя судьи Усть-Сысольской волости Яренского уезда Гиличева был отправлен пакет с жалованной грамотой6:
«На 7198 (1690) год7 февраля ... по указу Великих Государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Великой и Малой и Белой России самодержцев пакет Яренского уезду Усть-Сысольской волости земскому судейке8 Феофилакту Сидорову Гиличеву… для Яренского уезда пустыни Живоначальной Троицы с реки Печеры с устья Мылвы-речки черных попов Пафнутия да Авраамия с братией их…».
Судя по приведенной ниже государевой жалованной грамоте, Троицкому монастырю земли отвели довольно щедро. Вниз по Печоре от устья Мылвы по обоим берегам до Русан-курьи 15 км и вверх – до Конош-порога 14 км, по Мылве до устья Сойвы и всю «Сойву-речку с рыбной ловлей…». Несоответствие современным картам размеров отведенных монастырю угодий, отраженных в грамоте, можно отнести на счет неточных замеров в те времена или на счет лукавства монахов, уменьшивших размеры в своей челобитной. По жалованной грамоте выходит, что до Русан-курьи и до Конаш-порога 10,7 км (5 вёрст * 2,1336 км).
«…Великие Государи пожаловали… тому их монастырю для прокормления братии дать под пашню и под сенные покосы земли, которые к тому их внове построенному монастырю в близости, с устья Мылвы-речки подле Печеры реки вниз по обе стороны на пять верст9 до Русан-курьи, а вверх по Печере реке с устья Мылвы на пять же верст до Конашевского порогу. А по Мылве-речке вверх по обе стороны на семь верст до Сойвы-речки, и Сойву-речку с рыбной ловлей и с наволоком10… Дать им Великих Государей Грамоту, чтоб тот монастырь внове построенный имел угодья для пропитания в нем живущих богомольцев.
7198 (1690) год февраль 18 число по Указу Великих Государей… Думный дьяк11 Емельян Игнатьевич Украинцев12».
Согласитесь, очень теплые чувства вызывают знакомые с детства названия в рукописи 325-летней давности!
Чаяния крестьян
В то же время, когда наши богомольцы решали земные проблемы по закреплению за монастырем земельных и водных угодий, жители починка Кузьминского думали о душе. Они обращаются с челобитной к Великоустюжскому и Тотемскому Архиепископу Александру с просьбой о назначении священником одного из них. До XVII века первые приходские священники нередко выбирались из местных авторитетных и, возможно, грамотных крестьян. Со времени основания починка Кузьминского прошло уже 20 лет, а своего попа в поселении еще не было, ближайшая церковь далеко – в Усть-Неме. В обязанности же черных попов соседней Троицкой пустыни не входило выполнение церковных треб мирских крестьян, они могли только подавать пример служения Богу. Крещение, венчание, исповедь и отпевание умерших имели право совершать только представители белого духовенства – приходские священники.
К тому времени численность жителей починка увеличилась, выросло второе поколение крестьян. В этой челобитной о назначении священника перечислены имена детей жителей Кузьминского, которые нам уже были знакомы по Переписи 1678 года. Например: согласно Переписи у «бобыля Проньки Иванова» были «дети Мишка да Ивашка, оба в возрасте (т.е. подростки)», а в челобитной это «Ивашко и Мишка Прокопьевы»; по Переписи у «бобыля Диниско Вархомеева дети Васька 14 лет, Трифонко 13 лет», а в челобитной – это подросшие «Васька и Трифонко Денисовы». И вот это новое поколение пишет о насущной необходимости иметь своего священника:
«Государю преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, бьют челом Яренского уезду с Печеры с усть Мылвы твоей Священной епархии крестьяне Ивашко Прокопьев, Фетка Вахрушов, Варфаломейко Прокофиев, Васка и Трифанко Денисовы, Мишко Прокофиев, Лазарка и Пронька Даниловы, Никитка Иванов, Спирка Юрьев, Степка Дмитриев, Кирюшка и Гришка Скаляпов.
А есть, государь, у нас в близости Троцкая пустынь, внове строится по твоему архиерейскому указу, а у той пустыни строитель черной поп Авраамий. А белого священника у нас нет, у нас, сирот твоих, церковь строить нечем и невозможно, потому что поселились недавно. А у нас, сирот твоих, многие крестьяне без покаяния умирают и родильницы без молитвы, и младенцы без крещения умирают, потому что от приходских церквей в дальнем расстоянии версты за сто четыре и больше.
Умилостивись, государь преосвященный Александр, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй нас, сирот своих, к той Троицкой пустыни, благослови, государь, и посвяти в попы Офонасия Арефьева сына братенникова, чтобы к нам, сиротам твоим, со всякою церковною потребою в дома наши ходил невозбранно, чтобы нам без покаяния и родильницам без молитвы и младенцам без крещения не умирать.
Государь великий святитель, смилуйся, пожалей.
К сей челобитной вместо крестьян, которые в сей челобитной писаны, по их велению Петрушка Яковлев руку приложил».
Архиепископ выполнил просьбу крестьян – Офонасий Арефьев сын стал первым священником Троицко-Печорска и родоначальником одного из родов Поповых на верхней Печоре. Это подтверждает Перепись священнослужителей 1744 года, расшифрованная нами в том же Архиве древних актов в Москве: «… Троицкой Печерской церкви поп Иван Афанасьев сын Арсентьев, 42 года», и об отце его: «Троицкой церкви бывший поп Афанасий Арсентьев, 75 лет». Это тот самый Офонька, о котором просили его земляки в своей челобитной 50 лет до того. И еще одна запись из Переписи 1744 года – «у Ивана сын Филимон при церкви поет, 8 лет». В дальнейшем Филимон Иванович Попов станет пономарем Троицкой церкви и прослужит в этой должности до самой старости. Фамилию он получил по роду занятия отца и деда и передал ее своим потомкам.
Филимону было около 15 лет, когда умер отец, священник церкви. В те времена на эту должность обычно назначались сыновья церковнослужителей, но по малолетству Филимон не мог занять место отца. Видимо, по этой причине около 1750 года в священники Троицкой Печорской церкви был рукоположен сын священника Усть-Куломской Николаевской церкви наш пра-пра-пра-пра-прадед Петр Исидорович Попов. Фамилию он унаследовал от отца и деда, ими полученную тоже по роду своей деятельности, и он, в свою очередь, передал ее тысячам своих потомков. Два его сына, Иоанн и Конон, также были церковнослужителями в Троицко-Печорске. Муж дочери Анастасии служил в Усть-Немской Алексеевской церкви. Семеро внуков Петра Исидоровича продолжили дело своих отцов: они служили в Керчемской Предтеченской, Усть-Немской Алексеевской, Печорской Троицкой церквях. Представитель этой династии, дьякон Троицко-Печорской церкви Попов Василий Иванович, в XX веке был арестован во время гражданской войны и умер в Чердынской тюрьме.
Так в результате исследований по крупицам складывается достоверная картина жизни конкретных людей. Узнавание одних и тех же лиц в разных исторических документах воспринимается, как встреча старых знакомых. Например, черный поп Авраамий фигурирует в обеих челобитных, а Офонька Арефьев сын из челобитной 1695 года в Переписи 1744 года – 75-летний уже бывший священник Афанасий Арсентьев, передавший свое место сыну Ивану.
Эти люди жили в давние времена на нашей богатой, но суровой земле. Каждый из них прожил свою жизнь со своими успехами и поражениями, радостями и печалями и внес свою лепту в познание природы и человека в ней, в общечеловеческий жизненный опыт, который передавался и передаётся из поколения в поколение.
Вера Попова.
1 Черные попы – обитатели монастыря, монахи.
2 Город Чердынь – центр исторической области Перми Великой, которая в X–XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северными народами. Со второй половины ХVI в. Чердынь становится важным перевалочным пунктом из Камского бассейна в Печорский.
3 Город Пустозёрск основан в 1499 году при Иване III в дельте Печоры в 100 км от устья. В течение почти трёх веков Пустозёрск был административным центром Печорского края. Через него проходил «Чрезкаменный путь», охраняемый пустозёрским гарнизоном в XVI–XVII веках, и он являлся основной дорогой для продвижения торговых людей за Урал, а также для провоза государевой казны.
4 Сибирский Камень или просто Камень – название Уральских гор до XVIII века. Камень – это перевод названия горного массива с местных языков: ненцы именуют Урал «Нгарка Пэ» («Большие Камни»), ханты – «Кев» («Камень»), манси – «Нер» («Камень»), коми – «Из» («Камень»).
5 Бобыль – в России XV-начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела, не несущий государственных повинностей.
6 Жалованная грамота – письменный акт, официальный или частный, в России с Х до начала XX в.в., свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий.
7 7198 год – дата по календарю летоисчисления «от сотворения мира», которым пользовались в России, до реформ Петра I. По его указу с 1 января 1700 года стал применяться календарь летоисчисления от Рождества Христова, которое произошло в 5508 году «от сотворения мира». А так как до этого год начинался с 1 сентября, то предшествовавший 1699, начавшийся по прежнему порядку с сентября, захватив в себя и четыре месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь следующего года, тянулся 16 месяцев. Таким образом, чтобы перевести дату в новое исчисление, достаточно вычесть от нее 5508, а если документ относится к одному из четырех месяцев, сентябрь-декабрь, то 5509. Следовательно, ответ монахам датирован 18 февраля 1690 года (7198-5508).
8 Судейка – уменьшительное от судьи.
9 1 верста (межевая) = 1000 казённых саженей = 2,1336 км.
10 Наволок – выдающиеся в реку или возвышающиеся над ней мыс, коса или вообще крутой берег.
11 Думный дьяк – чин и должность в Русском государстве в XVI–XVII вв. Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской думы.
12 Украинцев Емельян Игнатьевич (1641-1708) – русский государственный деятель, дипломат, думный дьяк, посланник Российского государства в Швеции, Дании, Голландии, посол в Турции, Польше, глава Посольского приказа.
Оставить комментарий