Главная Общество КАТЕРИНА ИЗ МАМЫЛЯ
07.03.2015
Просмотров: 1421, комментариев: 0

КАТЕРИНА ИЗ МАМЫЛЯ

В честь 70-летия Победы 157 жителей района-ветеранов Великой Отечественной войны получат юбилейные награды. Семь медалей уже отправились в сельское поселение «Знаменка». Одна из награждённых – Екатерина Герасимовна Семяшкина из деревни Мамыль.

- А чего про меня писать? Не надо ничего писать… Да и не знаю я, чего рассказывать, - роняет горошинки слов Екатерина Герасимовна. Быстро-быстро катятся горошинки, не поспеваешь подхватывать.
Родилась в 1929-м. Здесь, в Мамыле, жили родители, бабушка, прабабушка, а дальше не знает.
- В семье нашей девять детей, жили бедно. В 10 лет велели мне работать в колхозе. Ячмень, овёс и рожь сеяли, копны возили, навоз убирали. Рожь тут хорошо росла. В войну стало совсем голодно. Пихту ели, всё ели, что растёт. Толкёшь кору, потом сеешь. Мама-покойница каждый день в русской печке такую стряпню делала. Колхоз даст ячменя немного – мама в кору настоящей муки добавит, праздник в доме. Скот тоже кормить нечем было. Солому ржаную – она длинная да грубая – рубили топориком и парили, тем и кормили.
До войны успела Катерина окончить четыре класса. В1941-м отправили её вместе с другими ребятишками учиться в Троицко-Печорск, в пятый класс.
- Жили по знакомым, голодные-холодные. Школа наверху была, не двухэтажная, а такая, как барак. Сентябрь-то учились, а в октябре (или в ноябре, не помню, по реке уже лёд шёл) ушли домой. Со мной Рая Харитонова была, брат мой, у Розы брат, Тоня – у Гени сестра. Пошли мы берегом, дороги другой не было. Из продуктов – только муки чуть-чуть у Тони. Прошли километров семь, до избушки, в ней ночевали, назавтра до Усть-Ляги. А потом ещё километров восемь, до Усть-Илыча, там тётка жила. Лёд на реке густо-густо, а мы кричим: «Перевезитеее! Перевезитеее!» Нашлись добрые люди. Тётка накормила нас, спать уложила. Утром обратно нас перевезли, пошли дальше по берегу, а там шиповник крупный, сладкий, до одной ягодки съедим. Темнеть стало, брат Евгений да Лёша пошли в лес за дровами и сломали топор. А на лугах усть-илычских четыре или пять стогов стояло, мы дёргаем сено да в костёр, дёргаем да в костёр – тепло и светло. Сожгли весь стог. Уж и ругали, поди, нас хозяева! Но ругай-не ругай, а мы-то не слышим! Добрались до избушки, там дед с бабой накормили нас мучной кашей, и – снова в путь. До Комсомольска ещё не дошли, а навстречу моя мама да Раи мать. Нас искали… Больше я не училась.
В 1942-м ушли на войну отец и старший брат. Оба сложили головы за Отечество. Без кормильцев большой семье пришлось совсем несладко. Но выжили, выстояли.
Катерина замуж вышла. Только коротким счастье оказалось. Через несколько лет супруг умер, оставив молодую жену с тремя маленькими детьми на руках. Больше замуж не выходила. Предложения были – отказывала. Поднимала детей одна. Работала в совхозе, в детском саду, в пекарне, почту возила. Зимой – на лошадях по санному пути, летом – на лодке. Без моторов тогда управлялись, шестами. И так почти полсотни километров. А ведь и своё хозяйство большое. Сейчас удивляется: как всё успевала?
Бурёнку держали Семяшкины всю жизнь. Только недавно, говорят, «вывели».
- Без коровы плохо, непривычно. У нас уже силы не те, а помощники не хотят. Кушать молоко есть кому, сено некому ставить. Хотя луга здесь рядом, знай, коси! Взяли коз. Не можем без молока… Раньше-то мы и кур держали, да не ели их, яйца только брали. Как-то у меня курочка вывела цыплят за домом. Однажды гляжу – ведёт выводок. К осени они выросли, но не очень большие. Я их тюк-тюк – а где держать-то? Чистила, палила и положила в шкаф. Всю зиму лежали, хотела выкинуть. А рядом дядя Коля жил, думаю, дай спрошу, будет ли кушать? «Конечно, буду!» - ответил. И забрал. Старые люди кур не ели – я думала, их вообще не едят. Сейчас бы сварила тех цыплят, - смеётся.
Были раньше в Мамыле начальная школа, детский сад, магазин, пекарня, почта, сельсовет.
- Аэропорт тоже, на речке. Там гравий было, камни было, вот так высоко! Я на двухместном самолётике ещё летала. Потом трёхместный летал, потом в Знаменке делали аэропорт. Раньше 36 или 37 дворов было в нашей деревне. Сейчас пять. А какие поля были! Где капусту выращивали – обвалилось всё, пляж получился. Остальные заросли. Теперь почти возле дома грибы собираем, красноголовики, даже волнушки появились, раньше не росли тут. Нынче белых много было. Мы пошли, да поздно – большущие уже. Брусники не было у нас. Морошку несколько лет не видим. Травки разные собираем, корешки, сушим да завариваем, такой чай и пьём.
Живёт бабушка Катерина с дочерью Верой и сыном Александром в старом-старом доме. Говорит, не знает, сколько ему лет.
- Я девчонкой была, когда его переносили сюда с другого места, а до этого, может, ещё сто лет стоял? Углы заваливаются, крыша течёт, хотя и перекрывали. Тазы наставили на чердаке. Русская печка тоже старенькая, вся потрескалась. Внуки придут, залезут, да сильно не разрешаем прыгать, боимся, чтоб не рассыпалась. Варить в ней – не варим. И топим не каждый день, жалеем. Ой, хорошо на русской печке, тепло!   
- А вот если бы вам квартиру дали со всеми удобствами…
- Да кто же нам даст её?
- Ну, теоретически, дали хорошую квартиру, с горячей и холодной водой, тёплым туалетом, перешли бы, оставили свой домик?
- Да пока он на голову нам не свалится, наверно, тут будем, - отвечают, подумав.
В конце прошлого года отметила труженица тыла Екатерина Герасимовна Семяшкина 85-летний юбилей. Хочется пожелать ей долгой жизни! И коми деревеньке Мамыль тоже. Пусть, как раньше, Россия деревнями прирастает.
Елена САВИНА.

 

Комментарии
vkontakte

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg