ЛЮДИ СЕВЕРНОГО НЕБА
В минувшем году в Республике Коми начала возрождаться малая авиация. Мы уже отвыкли и подзабыли, каково это – летать на маленьких самолётиках местных авиалиний. Ни тебе многочасовой тряски в автобусах, ни утомительного сидения на вокзалах в ожидании пригородного поезда – беспересадочное железнодорожное сообщение в прошлом же году тихой сапой «оптимизировали»… Каких-то 25 минут – и старая добрая «аннушка» мчит тебя по аэродрому труднодоступного сегодня Приуральского. За 50 минут можно очутиться в одном из самых отдалённых населённых пунктов – Куръе. Час лёту на Ан-28 – и уже гуляешь по столице. Полноте, да было ли это?..
– Всё это было, - говорит диспетчер управления воздушным движением аэропорта «Троицко-Печорск» Галина Александровна Филяева (язык не поворачивается добавить «бывший». Наверное, бывших диспетчеров, как и лётчиков, не бывает). - Небо гудело. Бывало по 10 и более бортов в час! Четыре рейса ежедневно – в Сыктывкар. Самолёты летали почти во все населённые пункты района. В Покчу, Русаново, Тимушбор, Мирный – вертолёты. Ими доставляли почту и заодно пассажиров. Всё – для людей! А буровых сколько было! Их же вертолётами обслуживали. До сих пор ещё, вижу летящий самолёт или вертолёт – душа обмирает.
Её трудовую книжку открывает запись от 25 августа 1967 года: «Принята начальником неклассифицированного аэропорта «Мамыль». Размещался он тогда уже в Знаменке (ранее был в самом Мамыле). Начальнику, приехавшему по распределению после Ульяновской школы высшей лётной подготовки, на тот момент не было и восемнадцати. Под свою ответственность взял девушку командир отряда Алексеев. Не подвела. Пять лет встречала и провожала пассажиров, продавала билеты, содержала в порядке полосу и само здание (здание, конечно, – громко сказано, напоминал аэропорт, скорее, избушку на курьих ножках. Но ведь был! Работал!). А в канун нового, 1971 года, Галина была назначена диспетчером местных воздушных линий аэропорта «Троицко-Печорск».
– Здесь тогда была своя эскадрилья – большой лётный состав, вертолёты Ми-1, Ми-2, Ми-4, несколько самолётов Ан-2. Были диспетчерская, отдел перевозок, гараж, ГСМ, медсанчасть, бухгалтерия, кочегарка. Коллектив большой – около 120 человек, и очень сплочённый. На субботники выходили дружно – от уборщицы, мойщицы самолётов, кочегара до начальника аэропорта. Сообща отмечали праздники, веселились, готовили сценки. Работала профсоюзная организация, утверждались статьи расходов. Если деньги оставались, в конце года мы тратили их, к примеру, на покупку лыж для работников аэропорта. В выходные вместе на лыжню выходили. Все мы шли на работу с удовольствием… Потом эскадрилью закрыли, лётчики перешли в Ухту, кто-то вернулся на родину, они же в основном приезжие были. Мы продолжали работать так же дружно и слаженно. Ведь все мы зависели друг от друга. А от каждого из нас – безопасность экипажей и пассажиров.
Кроме Галины Александровны Филяевой, в аэропорту было ещё четыре авиадиспетчера – Анатолий Васильевич Гадяцкий, он был старшим, Алексей Никитьевич Козлов, Михаил Герардович Зырянов, Владимир Ермолаевич Растворов и Владилен Леонидович Терентьев. Функции диспетчера – это управление воздушным движением, от проверки задания, связи с метеостанцией, запуска двигателя и взлёта до конца полёта, если борт совершает внутрирайонный рейс, либо до рубежа, с которого самолёт ведёт уже другой диспетчер, – если летит за пределы района.
– С метеостанцией работали в тесном контакте. Там тоже большой коллектив был, опытный, только инженеров-синоптиков с высшим образованием четверо. Все прогнозы делали на месте.
Работа сменная. Смена – 7 часов. Так должно быть. Но и по двенадцать работали, и больше. Кто-то ещё последние сны досматривал, а они уже ехали на службу (если помните, автобус по маршруту «Абар–Аэропорт» начинал курсировать в 5.50). Бывало, мчались ночью с работниками «скорой помощи» выполнять срочное санзадание. Нередко вызывали и на ночные тренировки. Никто не роптал: надо, значит, надо. Постоянно летали в командировки, чтобы подменить на время отпуска или болезни кого-либо из начальников неклассифицированных аэропортов (их было восемь). Классность и мастерство повышали систематически – в Рижском лётно-техническом училище и УТО-20 Сыктывкара.
…Но наступило время перемен. К худшему. В сентябре 1994-го диспетчеров управления воздушным движением перевели в Ухтинский филиал госпредприятия «Комиаэронавигация».
– Туда ушёл и радиоцентр – Пыстин, Курков, Беляков, Белеванцев. Остальные остались в аэропорту. То есть, коллектив попросту разделили. Ни к чему хорошему такое не приводит. Люди, делающие одно общее дело, стали относиться к разным учреждениям. Из разных «кошельков» получали разную зарплату. В аэропорту тогда остался один бухгалтер – Валентина Стрепнёва. К тому времени мы работали уже в новом здании. А потом – ещё одна реорганизация, стали относиться к «Севуралаэронавигации». Билеты на самолёт стоили всё дороже, пассажиров было всё меньше, количество рейсов сокращалось. Как и численность работников… И вот иду на работу… Одна. Кто бы мог подумать?..
В августе 2003 года аэропорт «Троицко-Печорск» перестал существовать. Г.А. Филяева вышла на пенсию. В активе – 35 лет стажа в гражданской авиации, по сути, на одном предприятии.
– Когда встал вопрос о закрытии, мы очень просили представителей местной власти сохранить аэропорт, уговаривали, убеждали выйти на руководство республики. Бесполезно. Никто не озаботился. А пострадали, прежде всего, больные люди. Раньше их отправляли самолётом, а теперь и беспересадочный вагон отменили… Вот говорят о возрождении малой авиации. Это будет непросто. Легко только разрушать…
Рассказывая о любимой работе, Галина Александровна почти не говорит местоимения «я». Только «мы». Мы – это коллектив, делающий общее, одно на всех дело. Мы – это корпоративный дух, чувство локтя. Мы – это люди, благодаря которым работал аэропорт, летали самолёты, выполнялись санзадания, днём и ночью, в праздники и выходные. Мы – это и супруг Александр Григорьевич Филяев, с которым свела… она же, работа.
– Для работников аэропорта в своё время были построены несколько домов – этот, на Захарова, а ещё в СМП и на улице Мира. Так что мы не только трудились бок о бок, но и жили рядышком, дружно, двери не закрывали. Да и сейчас поддерживаем добрые отношения с теми, кто остался в районе. Это Валентина Алексеевна и Александр Фёдорович Стрепневы, она бухгалтером была, он – водителем в аэропорту. Татьяна и Виктор Фадеевы, она – диспетчер отдела перевозок, он – тракторист в гараже. Луиза Васильевна Кузнецова – кассир, Нина Васильевна Тышковец работала в ГСМ, Алексей Васильевич Попов – командиром Ан-2, сейчас в связи. Анатолий Владимирович и Александра Михайловна Афанасьевы живут в Комсомольске, он летал командиром Ан-2, она была кассиром. Альберт Степанович Пыстин до конца слесарем в гараже работал, уже 76 лет ему. Михаил Васильевич Перч и Борис Николаевич Рубекин – техники инженерно-авиационной службы. Василий Иванович Нос – инженер ИАС, работает оперативным дежурным в администрации района. Сергей Деревяга вахтует. Валя Шмакова уборщицей была, живёт в Кедровке. Евгения Ефремовна Терентьева много лет отработала радисткой, радисткой была и её сестра Галина Ефремовна Пыстина. Ещё одна радистка, Гера Аристарховна Богданова, недавно уехала к дочери в Печору, в прошлом году ей исполнилось 80. Фельдшеры медсанчасти Вера Ивановна Курина и Людмила Васильевна Собянина сейчас трудятся в хосписе. Лидии Валерьяновне Еремеевой пошёл 81-й год… Те, кто уехал, вспоминают Троицк по-доброму. Кто-то ещё продолжает летать. С ними в «Одноклассниках» общаемся. Всё бы хорошо, только… Нас, кто относился к «Севуралаэронавигации», поздравляют с профессиональным праздником, приглашают в Ухту на День авиадиспетчера, на Новый год передают подарки, это, конечно, приятно. А вот аэропортовские работники – их никто не вспоминает, очень обидно за людей.
Г.А. Филяева сегодня является председателем первичной ветеранской организации аэропорта. О каждом беспокоится, навещает, поздравляет. В её памяти все эти люди по-прежнему – одна большая, дружная семья. В домашнем архиве – мгновения рабочих будней и праздников, субботников и вылазок на природу. А ещё – книга «Люди Северного неба», которую Управление «Севуралаэронавигации» выпустило к юбилею отрасли. Есть в ней и её фото. О том, что награждена медалями к 80-летию гражданской авиации России и «За безаварийное управление воздушным движением» Галина Александровна умолчала.
Елена САВИНА.
Оставить комментарий