Главная Общество «Не одним хлебом живём, есть и духовная пища»
21.02.2015
Просмотров: 2439, комментариев: 0

«Не одним хлебом живём, есть и духовная пища»

Троицко-Печорская детская музыкальная школа перешагнула полувековой рубеж. Вошедшая в число лучших образовательных учреждений России, известная профессионализмом педагогического коллектива, богатая победами учащихся в районных, республиканских, российских и даже международных конкурсах, она по праву может называться гордостью Троицко-Печорского района. 45 лет руководит школой Нина Ивановна Дудникова, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
- Нина Ивановна, под занавес уходящего 2014 года в честь юбилейной даты музыкальной школы состоялся прекрасный концерт, очень красивый, торжественный. Из Ваших уст довольно-таки трогательно прозвучали некоторые страницы из истории музыкальной школы, имена первых преподавателей, выпускников. Вы ведёте архив?
- Он весь в моей памяти. 50 лет – это не так уж и много (смеётся). Как будто все началось вчера, и дети выросли сейчас. Мы планировали пригласить преподавателей, которые много лет посвятили нашей школе. Это Наталья Викторовна Райтер, Татьяна Михайловна Павлова, Татьяна Витальевна Сухарова. Можно было бы вместе вспомнить многое, но, к сожалению, из-за финансовых трудностей они не смогли приехать.
Мы отслеживаем всех наших выпускников, поддерживаем с ними связь, общаемся с их родителями. Интересно, что почти вчерашние выпускники теперь приводят к нам своих детей.
- Директор средней школы №1 Ольга Алексеевна Сумина в своей поздравительной речи отметила, что воспитанники музыкальной школы отличаются от остальных детей: «они с умными глазами, трепетными сердцами, воспитаны и интеллигентны». Как полагаете, почему?
- Естественно, наши дети отличаются. У них больше кругозор. Влияют и знания, приобретённые в музыкальной школе. Изучая музыку, мы говорим не только о нотах «до, ре ми, фа, соль…», а ещё и о чувствах. Допустим, берем произведение и его не просто играем -  объясняем, почему в этом произведении слышится одно, а в другом - другое.
- А может, у вас есть секреты воспитания?
- Мне кажется, мы воспитываем музыкой и отношением педагога к музыке. Стараемся, чтобы дети уважали и ценили друг друга. Многое дают хоровые занятия, на которых обязательно надо уметь слышать друг друга, чувствовать.
Специально для родителей мною подготовлена и размещена на стенде информация, где изложено 10 причин, по которым стоит отдать ребёнка в музыкальную школу. Музыкальные занятия развивают, воспитывают волю и дисциплину, развивают математические способности, воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать несколько дел одновременно. Конечно, спорт - это тоже хорошо, считаю, что они не должны мешать друг другу. Ребёнку обязательно нужны музыкальные занятия. Раньше даже у крестьян был какой-либо инструмент - гармошка или балалайка, не говоря уж о высшем обществе. У них развивался не только кругозор, но и отношение к жизни.
В советские времена на юге России все дети учились музыке. Особенно в колхозах. В восьмидесятых годах мне удалось побывать в одной из общеобразовательных школ Зеленограда, где все дети обучались искусству: театральному, художественному, хореографическому. И таких школ было много в России.
- Концерт прошёл в тёплой атмосфере. Родители поблагодарили Вас не только словами, но цветами и подарками.
- Да, родители самые главные наши слушатели, мы всегда выступаем в полном зале. Кроме того, благодаря целевым родительским взносам нам удавалось пережить финансовые трудности.
- Как Год культуры отразился на музыкальной школе?
- Государство выделило нам целевые субсидии, за счёт которых мы приобрели два компьютера, каждому преподавателю по ноутбуку, новую мебель в концертный зал, а самое главное – литературу. На сумму более 50 тысяч рублей мы приобрели весь репертуар: для аккордеона, для фортепиано, для хора, для сольфеджио и музыкальной литературы. Столько было книг, пожелтевших от срока давности, похожих на сеточку. Мы их копировали, и копии получались чёрными. Иногда приходилось давать детям такую черноту, даже неудобно.
И что немаловажно, теперь у нас есть новый инструмент фирмы Циммерманн, очень дорогой - 185 тысяч рублей.
- Как звучит?
- Прекрасно! А по сравнению с нашими инструментами – даже нет слов. Последнее фортепиано нам выделяли давно, по министерской линии. Оно российского производства, но с импортными запчастями, поэтому тоже дорогое. Музыкальные инструменты всегда стоили дорого, фортепиано - примерно зарплата учителя.
- Оказалось, что прошлый год стал для школы богатым не только на победы учеников в конкурсах, но и на обновления...
- Действительно, так. Я дорабатываю последний учебный год и  рада, что оставляю школу полностью укомплектованной.
- Кажется, невозможно представить школу без Вас и Вас без школы…
- Ну почему же? - смеётся. - всегда что-нибудь кончается. Очень хочется, чтобы у нас было больше учеников. В восьмидесятые годы к нам приходило поступать по 80 человек, и принимали их на конкурсной основе. 11 преподавателей обучали более ста ребят. Каждого ребёнка я помню и замечаю, что наши дети более успешны, более востребованы, у них больше интереса к жизни. 
- Надо ли заставлять учиться?
- Конечно! Не словом, так пряником. Ребёнок должен понимать: если он поступил в музыкальную школу, значит, он должен учиться дальше. Мы же в среднюю школу приходим и не думаем, пойти нам во второй класс или нет. Так и у нас.
Как правило, мукой для ребёнка становится обучение в 3-4 классах, когда приходится играть сложные произведения. Допустим, в первом классе можно потратить на игру час, и этого будет достаточно, во втором - уже 2 часа, в третьем - больше, потом ещё больше. Возможно, ребёнку кажется, что он слишком много сидит и не успевает другие дела. Надо ребёнка организовать в семье, приучить к определённому времени. Неорганизованного ребёнка сразу видно. Он может прийти без нот, без дневника. Значит, не занимался.
Некоторые дети посещают много кружков. Тогда мы меняем расписание индивидуальных занятий, но не групповых. Хотя стараемся найти общий язык. Но хочу сказать, что школа – это не кружок. После нашего занятия нужно дома корпеть полнедели. Поэтому нашим ученикам желаю больше заниматься, без занятий ничего не получится. Как говорит музыкант? Если я не поиграю один день, то это чувствую только я, два дня – чувствуют мои друзья, а три дня – моя публика.
- Возможны ли другие причины, из-за которых дети отказываются учиться в школе?
- Если у ребёнка появляется трудность, всегда говорю родителям, приходите, будем решать. Некоторым тяжело даётся сольфеджио. Предмет сложный, поэтому всегда прошу преподавателей по специальности помочь ребёнку, поскольку на индивидуальном занятии легче разъяснить, чем на групповом.
И потом, если одно и то же произведение ребёнок тянет месяц, это тяжело и неинтересно. Ведь так и по математике: не решил задачку, и с каким неудовольствием идёт на урок. У нас – школа, материал идёт от простого к сложному. И ни в коем случае пропускать уроки нельзя.
- Трудно представить, сколько терпения, внимания, знаний и мастерства приходится вкладывать преподавателям, открывая перед детьми прекрасный мир музыки.
- Считаю, что все преподаватели доброжелательные, с хорошим опытом работы. Все знают, когда ребёнка поругать, а когда похвалить. Скажу без преувеличения, на конкурсах наши дети выглядят нисколько не хуже остальных. Всегда выступают с удовольствием, а многие школы вообще не появляются. Конечно, есть финансовые трудности, но детей надо вывозить. Общение с другими ребятами, сравнение выступлений дают определённые результаты.
Помню, в одно время в республике не устраивали никаких хоровых конкурсов. По этому поводу на одном из заседаний я возмутилась: как можно так жить?! И мы стали ездить в Ухту. Приезжали все серые, сначала хорошенечко прочищались, потом надевали костюмы и бежали на сцену. Всегда хорошо выступали! А сейчас - и хоровые конкурсы, и смотры, и фестивали.
- Что пожелаете родителям, которые не отдали своих детей в музыкальную школу?
- Советую задуматься: мы не одним хлебом живём, у нас есть и духовная пища. У меня оба ребёнка окончили музыкальную школу и никогда не пожалели об этом. И пусть занятия детям будут только в радость, а не в тягость.
- Благодарю! надеюсь, к Вашим советам прислушаются.
Беседовала Юлия Линкевич.

 

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Реклама

каталог организаций