НИКОГДА НЕ СТАРЯТСЯ ШКОЛЬНЫЕ ТОВАРИЩИ И УЧИТЕЛЯ
Каждое первое сентября в школьные годы особо ожидаемо. Ученики в нетерпении: будут новые учителя – кто они? Молодые педагоги в волнении: как примет новоиспечённых специалистов школа?
В августе 1950 года, окончив Санкт-Петербургский педагогический институт имени Герцена, приехала в Троицко-Печорск Вера Дрязгова. Из первого послевоенного выпуска географов восемь человек по распределению отправились в Коми. Поднимать культуру. Вручая дипломы, молодым специалистам так и говорили.
Географический факультет, как говорит Вера Васильевна, а ничего толком не знали о республике и её жителях. Был факультет народов Севера, и девчонки побежали смотреть, кто такие коми.
- 22 года мне, а не имею представления, куда и как ехать, - вспоминает. - Приезжаю домой, в своё Борисовское Угличского района. Родители деревенские в рёв – не хотят отпускать в неведомую даль. В деревне был дядюшка читающий, знал исключительно обо всём. Достал географическую карту, рассмотрели неведомую Коми.
На поезде добралась до Котласа. Оттуда по Вычегде путь лежал на Сыктывкар. В дороге познакомилась с девушкой – ехала к родителям в Тентюки. На ночлег у неё разместилась. А утром – в министерство. Там собрали всех молодых специалистов: языковедов из Центральной России, географов из Питера. Парни из Вериного выпуска все попали в города. Министр со всеми познакомился, изложил, что и как. Из двух предложенных на выбор сёл – Троицко-Печорск и Койгородок - Вера предпочла райцентр на Печоре. Здесь «северные» платили. Решила: помирать, так с музыкой.
До Троицко-Печорска прямого пути никакого из Сыктывкара, кроме как авиацией, нет. Говорят: ждите самолёт. Когда прилетит – кто точно скажет? Вот откуда-то появился По-2. Такой двухместный биплан.
- Попутчиком в Троицк молодой мужчина летел. Сидим друг против друга, коленки в коленки. Впереди пилот с открытой головой. Высадились на лётном поле в Абаре. Никто не встречает. Лошадкой добралась до райцентра. Спасибо, встретилась добрая такая женщина, приютила: ночуйте у нас. Так попала к Шахтаровым, у них на улице Кирова дом большой стоял. Потом завроно определил в гостиницу, целый месяц жила. Из гостиницы переселилась на частную квартиру к Игнатовым. У них на берегу большой двухэтажный дом стоял. В одной комнате втроём жили Анна Аристарховна Свирепова, Елизавета Чугаева и я.
Школа хорошая. Директор особого склада человек, фронтовик. Самая большая сложность – все говорят по-коми. Быстро освоилась. Сложились отношения с коллективом, ребята не сильно допекали молодого педагога.
В 1951-м вышла замуж за своего коллегу – интеллигентнейшего человека и педагога Виталия Ивановича – и стала Поповой. Где только ни довелось жить молодым учителям! До женитьбы Виталий Иванович с мамой снимал под жильё баньку.
Получили комнату Поповы в здании интерната, где сновали полчища крыс. Жили и в Затоне, где для учителей купили частный дом на две семьи – в соседях была Лидия Всеволодовна Монахова. Школа работала в две смены, на улице темень, дорога – грязь труднопроходимая. Позже переехали в барак на улице Юдина. У каждого – свой подъезд, комната, кухня и коридорчик. Просто царские апартаменты, думалось Вере Васильевне: уж отсюда никуда не уеду. Как-то начали одновременно строиться на одной улице Барановы, Поповы, Рябовы... Вот где пришло осознание полного счастья. Все учительские дома поменяли хозяев, за исключением Поповых.
Пролетели год, два и три… В итоге к 2015 году набежало шесть с половиной десятилетий. Из них – 38 лет, как говорит сама Вера Васильевна, с указкой отплясала у карты в школе №1. Если математика – предмет обязательный, география строится только на интересе. Потом ещё 10 лет преподавала в учебно-производственном комбинате.
Вера Васильевна на своём богатом опыте уверилась, если человек заканчивал 10 классов, то это был полноценный, ответственный гражданин. И неважно, какую профессию он получал и должность занимал.
Долгое время школа в Троицко-Печорске была одной-единственной на весь большой район, от верховьев до Подчерья, где можно было получить аттестат о среднем образовании. Ученики все разные. С верховьев Печоры – с математическим складом ума. Русаново, Покча – очень музыкальные, они пели. С низовьев учились немцы, литовцы. Интернат большой.
Весело жили. Каждый класс имел своё лицо, показывал, на что способен – выпускали газеты, готовили концертные номера. Школа была основным образовательным и культурным центром. С детьми всегда общий язык найти можно, а вот к родителям нужно иметь большой подход.
Вера Васильевна рассказывает о своих бывших учениках. О каждом у неё самые тёплые слова. И сегодня они со своей учительницей поддерживают связь, если надо, помогают. А вообще на севере люди открытые. Вера Васильевна убедилась, что народ коми особенно твёрдый и честный во всех своих поступках. В средней полосе не такой. Менее уживчивый. Республика Коми за 65 лет - самая настоящая родина. Посчастливилось работать с Семёном Николаевичем Калачёвым. Лучшего директора школы не найти. Просто золотой человек. С ним работалось легко, он никогда не принимал чью-либо сторону в конфликтах. Всегда говорил, как мудрый Конфуций: новое – хорошо забытое старое.
Как не вспомнить соседку, эвакуированную ленинградку, посоветовавшую Вере Дрязговой поступать в Ленинград? Хотя у неё было большое желание учиться в мединституте. Всё же взял верх трезвый расчёт. Взвесила все «за» и «против». Учиться на врача долго, шесть лет, а родители, работавшие в колхозе, помогать материально не могли. Свою роль сыграл директор школы, который убедил поступать в педагогический вуз. Оказался прав. Действительно, что может быть лучше работы с молодыми, жизнерадостными людьми?! С ними сам становишься моложе. А что касается медицины, то медиков хороших Вера Васильевна просто боготворит.
Рина СНЕГИНА.
На снимке: учителя и выпускники Троицко-Печорской средней школы, 1951 год. Вера Васильевна Попова – вторая слева в среднем ряду. Рядом с ней Виталий Иванович.
Оставить комментарий