Главная Общество ОНИ ПИСАЛИ ИСТОРИЮ
08.06.2013
Просмотров: 2134, комментариев: 0

ОНИ ПИСАЛИ ИСТОРИЮ

Мечта о Каспии
осталась мечтой


28 марта 1952 года по направлению Печорского пароходства прибыл в Троицко-Печорск молодой специалист Иван Максимов.
Окончил училище. Прошёл полугодовую службу. Месяц отпуска, и началась самостоятельная работа.
- Очень хотел попасть на Каспий, - возвращается к событиям тех лет Иван Васильевич. - Готовился перебраться с севера на юг. Захожу направление брать, а мне сообщают, что пришло письмо: работники пока не требуются. Выбрал Коми, приехали с товарищами в Печору. Двоих из нас направили в Щельяюр, а меня сюда. В райцентр из Ухты добирался в кузове грузовой машины. В пути четыре пассажира, поочерёдно сменяя друг друга, отогревались в кабине.
Встретили молодого речника хорошо. Дали койко-место в общежитии. Завтраки, обеды, ужины в столовой пристани. В те годы много молодёжи приезжало после училищ. Места всем хватало.
Приняли Ивана Васильевича диспетчером. Пароходы приходили в речной порт, и сразу поступала заявка в диспетчерскую. В ней указывалось всё необходимое для подготовки судна к выходу в следующий рейс. Должность ответственная, работа напряжённая. Дежурить приходилось едва ли не сутками.
В 1955-м назначили Максимова заместителем начальника пристани по эксплуатации. Он контролировал диспетчерскую службу, суда. Тогда много готовилось плотов, весной их отправляли вниз по реке. Лесозаготовка в районе велась от верховьев до средней Печоры. Пароходство буксировало плоты до Печоры. Приходилось Ивану Васильевичу садиться на катер, объезжать запани, смотреть готовность плотов к отправке. Приёмосдатчики имелись, но они не всегда могли выехать на место.
Потом поставили Ивана Васильевича  начальником пристани. С апреля 1965-го по 1968 год руководил предприятием. Пока не заболел. По состоянию здоровья, по личной просьбе, освободили от занимаемой должности. Назначили инженером-экономистом планового отдела. Честный и принципиальный, он мало говорил о том, как работал. А как человек долга трудился много и упорно.
– Раньше действовал жёсткий контроль. Дважды в год приезжали ревизоры. Я работал хорошо. Доходы возросли до 20%. Помимо основной деятельности, предприятие обеспечивало работников жильём. Сначала пароходские жили в большинстве своём в местечке, именуемом Затоном. Здесь был отстроен жилой массив из одноэтажных многоквартирных домов, несколько двухэтажных. Как и положено, с объектами соцкультбыта. Позже стали строиться в самом Троицко-Печорске. Система в советское время была совсем другая. Всем организациям выдавали планы на год. Смотрели, какие у них доходы, куда их следует направить. Раньше у всех предприятий в планах стояло строительство. Обязательно предусматривались средства на эти цели, как на текущий, так и капитальный ремонты. Экономя и скапливая средства, пристань строилась собственными силами. Пароходство, если имелась необходимость, увеличивало финансирование.
Это благодаря речникам в 60-х годах в райцентре появился детский комбинат «Берёзка». Тогда он был верхом совершенства! В кирпичном исполнении с автономным отоплением и всеми благами цивилизации.


С Вишеры на Печору
В прошлом с семьёй Щипуновых дружили родители моего отца. Они ходили в гости, вместе отмечали праздники. Тогда это казалось само собой разумеющимся. Никогда не возникало вопросов, что их может объединять? А связывало уроженцев села Покча Чердынского уезда землячество. Собираясь компанией, они всегда пели. Красиво звучала в их коллективном исполнении «Уральская рябинушка». Николай Александрович играл на гармошке, жена Августа Ивановна - на гитаре.
В 1939 году на север, по вербовке в Троицко-Печорское пароходство, прибыла семья Щипуновых (на Урале Николай Александрович ходил по Вишере).
Глава семейства начинал помощником капитана на пароходе «Нарьян-Мар». В 1941-м ходил механиком на пароходе «Ангара». Затем перешёл на «Лесовод». Потом были «Ковпак», «Тургенев». В 1962-м пришлось сменить реку на сушу. Пошаливало здоровье. До выхода на пенсию работал механиком на силовой станции. Здесь надо сделать маленькое отступление. При силовой имелась то ли баня, то ли душевые. Детские впечатления от них остались прямо нереальные какие-то. После привычной русской выглядело банно-моечное хозяйство по-настоящему городским. Благодаря педантичному Николаю Александровичу здесь всегда царили идеальный порядок и стерильная чистота. Аналогично содержалось у него машинное отделение, когда ходил механиком на реке. Там можно было находиться в туфлях и парадной одежде. Сам соблюдал порядок и от других требовал того.
Прежде чем навсегда сойти на берег, Николай Александрович участвовал в перегоне пароходов, носивших имена героев-молодогвардейцев. 61 год назад «Лиза Чайкина», «Ульяна Громова», «Олег Кошевой» и др. из Волгограда (Сталинграда) по рекам и Беломоро-Балтийскому каналу через Белое и Баренцево моря, Печорскую губу пришли в Печору.
В 1946 году он награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», в 1953-м – «За трудовое отличие». В 1957 году окончил школу комсостава. Его труд отмечен многочисленными почётными грамотами. Одно время, помимо поощрения, служили они декором, помещались в красивые рамки, создавали уют в квартирах.
Терпеливые, надёжные люди Иван Васильевич Максимов и Николай Александрович Щипунов оставались истинными жителями Севера. Немногословные, трудолюбивые, крепкие духом, они писали своими делами историю Печорского пароходства и страны. Беззаветный труд в тылу Ивана Васильевича в родной Кировской области, Николая Александровича на Печоре - вклад в Великую Победу.


Ирина Дьякова.

На фото: Таким приехал на Север в Печорское пароходство молодой специалист Иван Максимов (в центре).



Комментарии
vkontakte

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg