Главная Общество От Троицко-Печорска до Находки
30.09.2021
Просмотров: 1047, комментариев: 0

От Троицко-Печорска до Находки

Этот путь составил четыре тысячи километров на машине и 20 часов общего полётного времени.

Свободный – родина Леонида Гайдая

Столь увлекательному, отчасти авантюрному для моего возраста путешествию я обязана своему племяннику, работающему на одном из крупнейших строящихся предприятий в мире – Амурском газоперерабатывающем заводе. Позже мне довелось объехать территорию будущего гиганта площадью 25 кв.км, мощность которого составит 42 млрд кубометров переработки газа в год. Строят его как зарубежные, так и отечественные компании, задействовано 30 тысяч человек. Впечатления от масштабов работающих производств, технологии которых даже не берусь описывать, просто потрясающие. Стройка расположена на территории города Свободный где и проживает сейчас моя родня.

Ну а пока я лечу рейсом Ухта–Санкт-Петербург–Красноярск–Благовещенск, который расположен в 150 км от Свободного. Во время перелёта до Красноярска, (аэропорт носит имя Дмитрия Хворостовского), вижу, как на моих глазах постепенно исчезает солнце. Наступает темнота, но через короткое время светило снова дарит ясный день…

В Благовещенске меня уже ждут дорогие люди. Радостные объятия, поцелуи.

Короткое знакомство с Благовещенском, красивым, современным городом. А вот и своенравный Амур, закованный в гранитные берега. На противоположном берегу китайский город Хэй-хе, откуда раздаётся бравурная музыка. Весело, тепло, даже удалось побродить по самому краешку великой реки

На акклиматизацию, а заодно и для знакомства со Свободным мне отпущено пять дней. Город сильно расстраивается. - растут на глазах жилые дома, возводятся сразу несколько школ, кладётся асфальт. Здесь родился знаменитый кинорежиссёр Леонид Гайдай, местный кинотеатр носит его имя.

Река Зея, что протекает неподалеку от города, очень своенравная. Её подводные течения, водовороты приносят немало бед неосторожным купальщикам. В тот период, когда я была, река разлилась так, что многие посевные площади оказались под водой. Пострадали и прибрежные деревни.

Путь держим на Хабаровск

Наступает день отъезда. Машина давно подготовлена к долгому пути и ждёт своего часа. Загружаем легковесную палатку, надувные матрацы, складные столик, кресла, сумки, пакеты. Хозяйка, укладывая необходимое для комфортной поездки, кажется, предусмотрела всё. И вот, наконец, «экипаж машины боевой» из четырёх человек отправляется в дорогу. Путь длиною в 800 км держим на Хабаровск. Дорога широкой асфальтированной лентой пролегает меж просторных, раздольных полей, где произрастает гречиха, соя, рожь… Навстречу то и дело попадаются мощные большегрузные машины. И здесь кипит вовсю жизнь. Мы, увы, привыкли к другим картинам, безрадостным, безо всяких намёков на созидание…

Первый привал делаем у подножья одной из сопок. Равнинное раздолье окружают сопки, кажущиеся картинными горами. Лес произрастает самый разный: клёны, дубы, породы хвойных деревьев… Яркое солнце застилает лёгкая дымка облаков. Дует ласковый ветерок. Красота! Кофе с бутербродами кажутся особенно вкусными.

Снова в дорогу. Недалеко от Хабаровска видим указатель – Биробиджан.

- Надо посмотреть город, - решает водитель, и машина, добавив 80 километров пути, сворачивает на примыкающую дорогу, которая почти сразу даёт знать о себе ухабами, неровными заплатами плохо уложенного асфальта. Возле речки со странным названием «Четырнадцатый ручей» видим бывший, с полуразвалившимися вышками лагерь для заключённых. Рядом – действующий, уже с новенькими вышками, голубыми крышами разных строений. У въезда в лагерное учреждение с большого портрета приветливо улыбается начальник, словно приглашая: «Добро пожаловать!».

В Биробиджане, получившем статус областного города в середине 30-х годов, проживает 75 тысяч человек. Разбитые уличные дороги, серые здания. Судя по вывескам, в основном процветает малый и средний бизнес. Здесь даже нет собственного аэропорта для приёма больших самолётов. И всё-таки самобытный уклад города чувствуется. Набережная реки Биры ухожена – скамеечки, клумбы, подстриженные деревья. Впечатляет бронзовая фигура художника, выполненная по эскизам биробиджанца Владислава Цапы. Имя города, выложенное громадными буквами, увитыми цветами, электрическими гирляндами, представляет довольно интересную композицию. Вечером город светится, в чём мы убедились, когда пришлось на обратном пути воспользоваться в Биробиджане съёмной квартирой

В Хабаровск приехали поздно вечером (по нашему времени утром, разница плюс шесть часов). Переночевали в скромной гостинице одного спортивного клуба. Утром короткая автомобильная экскурсия по городу, где живёт более миллиона человек. Здесь чувствуется какой-то особый дух Сибири. Своеобразные дома, удивительно красивые храмы, много исторических мест, памятников. Мы проехали лишь центральную часть города, спустились на утопающую в цветах и зелени набережную Амура и снова в путь.

По дороге делаем остановку возле озера, которое называется Змеиным. Какие тут процветают лотосы – белые, розовые!.. К лодке, что доставляет туристов к цветам, длинная очередь. Поснимав природное диво, едем дальше. Мелькают поля с бахчевыми культурами. Прямо на дороге торгуют арбузами, дынями… Наконец, преодолев более 800 км, подъезжаем к Владивостоку.

Главная база Тихоокеанского флота

Город-порт, где проживает 610 тысяч человек, с трёх сторон омывают воды Японского моря и прилегающих бухт, главная база Тихоокеанского флота. Эта корабельная столица соединяет заканчивающуюся здесь Транссибирскую магистраль с морскими путями. Потому и называют его воротами в Азию. А ещё – краем России.

Владивосток – политический, культурный, научно-образова-тельный, экономический центр Дальневосточного региона, административный центр Приморья. Каким мы его увидели?

Удивила своеобразная архитектура зданий, с китайскими, японскими элементами застройки, скученность зданий. Город разбросан между заливами и ползёт по сопкам. С каждой высокой точки открывается фантастический вид, которым любоваться можно бесконечно. В бухтах сосредоточие кораблей, как военных, так и гражданских. Поскольку улицы то поднимаются вверх, то сбегают вниз, ходить пешком тяжело, потому в городе скученность машин, в основном с правым рулём – Япония неподалёку, машины, особенно подержанные, стоят недорого. Постоянно чувствуется загазованность воздуха от автомобильных выхлопов. На улицах то и дело мелькают азиатские лица – вьетнамцы, корейцы, китайцы. Все суетятся, спешат…

У бухты Золотой Рог

Мы жили на 15-м этаже нового красивого дома, расположенного вблизи бухты Золотой Рог. Над бухтой огромный красивый мост, который носит то же название – Золотой. Когда наступает вечер, всё – и бухта, и мост, и стоящие корабли – вспыхивают ослепительными огнями. Вид из наших широких окон просто сказочный. В окна частенько заглядывают проплывающие облака. Они и на улицах бродят – гуляют.

Восемь дней во Владивостоке пролетели быстро. Мы побывали на острове Русский, который связан с городом таким же великолепным, как и Золотой, мостом. И называется он Русский. Посетили на острове океанариум, где сосредоточены, кажется, все виды фауны и флоры Приморья. Много времени заняла экскурсия по большой территории Дальневосточного федерального университета, имеющего отдельный студенческий городок с парком, учебными корпусами, общежитиями, гостиницами…

Здесь шумят водопады, сотворенные на основе природных ландшафтов. Есть пруд с фонтаном посередине, вертолётная площадка, сооружённая прямо на крыше громадного здания.

Возрождению остров обязан Саммиту АТЭС – 24-я встреча лидеров экономики АТЭС в сентябре 2012 года впервые проходила в России. К этой дате был построен мост, по самым современным технологиям объекты инфраструктуры и прочее. Кстати, в дни, когда я писала эти строки, на острове Русский проходил Восточный экономический форум по вопросам развития Приморского края.

Во Владивостоке мы посетили представленную в качестве музея Тихоокеанского флота подводную лодку С-56, личный состав которой прославился особым героизмом в годы Великой Отечественной войны. Узнали мы о подвигах других подводников. Впечатления остались неизгладимые.

И ещё с одним историческим памятником Тихоокеанского флота познакомились, добравшись вначале по намытой косе, а потом и вброд до Токаревского маяка. Этот маяк служил кораблям долго и верно, а потом его функции заменило современное навигационное оборудование. Но он стоит как монумент, и люди бесконечной вереницей идут и идут к нему, чтобы поклониться, сфотографироваться. Много информации о славном городе добавила двухчасовая морская прогулка. Мы с сожалением покидаем удивительный город Владивосток, где даже погода нам благоволила – успевали ходить на городской пляж Шамора, купались в Японском море. Впереди нас ждала Находка.

«Зачем вы едете на край света?!»

До города всего 150 км, но из-за строительных работ на дороге мы едва ползём – сплошные пробки. В какой-то момент из встречного потока тормозит машина, и мужик с округлёнными глазами выдыхает: «Одиннадцатый регион? (Коми –авт.). Зачем вы на край света едете?!» «Купаться» - смеёмся мы. А он красноречиво кладёт ладонь на свой лоб.

Наконец, вот он, «край света». У въезда стела с крупными буквами – Находка. Это третий по величине город Приморья, где проживает 140 тысяч человек. Поездили – посмотрели, здесь тоже много интересных памятных мест, но из-за дождя знакомство с историей города пришлось сократить.

Местом стоянки выбрали небольшую турбазу «Песчаный» возле бухты Врангеля. Раскинули палатку с надувными матрацами. Поставили раскладной стол, стулья. Заварили чай. Когда стало темнеть, вспыхнули огнями стоящие в отдалении корабли, которые вмиг превратились в миражи неведомых зданий. Крупные яркие звёзды на тёмном небе едва подернуты дымкой лёгких облаков. Тихо шепчутся волны. Спать не хочется и говорить не хочется. Вспомнились слова, начертанные на одном баннере во Владивостоке: «Остановись и посмотри на море. Молча». Не покидает ощущение, что в эти минуты ты соприкасаешься с вечностью.

На другой день побывали в бывшем городе подводников Большой Камень. Главный памятник здесь людям мужественной профессии – установленная на постаменте рубка атомного подводного корабля... У подножья много цветов.

Перед тем как уезжать из Находки, наш водитель принимает решение спуститься к самому Тихому океану в местечке, называемом Триозерье. Рискованный шаг. Машину нужно вести по узкой песчано- гравийной дороге, спуск очень крутой. Никаких разъездов, слева и справа обрывистые склоны. Проехали, несмотря на встречные машины. А ведь даже маленький дождь мог остановить всякое движение, обернуться неприятностями.

На берегу разбит целый лагерь. Стараясь перекричать шум океана, горланят гитаристы из Хабаровска. Но сделать это невозможно. Океан, закованный огромными скалами, ревёт, неиствует, накрывает берег одной громадой волн, другой, третьей… Зазеваешься, и сшибёт с ног прямо на берегу. Много снимаем и совершенно мокрые садимся в машину.

А потом приходит день расставания... Тёплые объятия в аэропорту Благовещенска. Впереди восьмичасовой полёт на Москву. Суматоха в столичном Внуково. И снова приглашение на посадку. Когда самолёт покатился по аэродрому Ухты, все дружно зааплодировали. Подумалось, не только я рада благополучному возвращению.

Валентина Тырина.

Комментарии
vkontakte

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg