РУСАНОВСКИЕ ГРЁЗЫ
В составе мобильной бригады учреждения социальной защиты еду в Русаново. Посёлок, окутавшись дымком печных труб, мирно подрёмывает под снежным одеялом. Холодно. Незатейливые названия улиц говорят сами за себя – Центральная, Школьная, Почтовая, Набережная и Лесная. Пройдёмся по ним.
Развлекаемся, как умеем
Мы с социальным работником Еленой Бажукова и заведующим первым отделением социального обслуживания на дому Татьяной Хохловой собираемся навестить «подопечных» Лены.
На улице Центральной в стареньком двухквартирном доме живёт Любовь Васильевна Можаева. Социального работника, а заодно и нас, хозяйка встречает с распростёртыми объятиями. Она дружелюбна и разговорчива.
- Мы с Леной дружим. Чего нам делить? - улыбается. - Работы хватает, полный набор. Я, бывает, и в выходные ей звоню, если что понадобится. Дом холодный. Ни разу капитально не ремонтировался, кто ж его теперь делать будет? Дверь у меня совсем дошла, иной раз домой попасть не могу. В морозы и когда ветер в окна, два раза печку топить приходится. Каждый год в подполье картошка замерзает. Центральное отопление я отключила. Трубы гнилые, толку от него всё равно мало. А котельная – это наша единственная достопримечательность. Выйдешь, и ты будто в городе, запах, как на железнодорожном вокзале. Отапливает несколько домов и школу. Пока школа жива, и мы живём. Каждый год собираются закрывать. Как школы не будет – про нас забудут совсем... Вот старосту никак не можем выбрать. Ждём главу поселения. А народ у нас дружный. Мы сами себе занятие находим. Собираемся с девчатами вместе почти каждый день, кроме субботы (в субботу – баня). Когда четыре-пять человек придут, когда больше. Что-то вроде клуба по интересам – одна вяжет, другая делает цветы из бисера, кто-то играет – есть карты, лото, домино. Бывает, кто-нибудь ноутбук принесет, с музыкой сидим. Мастер-классы наши рукодельницы проводят, необычные поделки ищут в Интернете, распечатывают и приносят. У нас, как канцелярия, много чего есть. Валя Фомина кукол мастерит. Недавно всех в райцентр отправила, на выставку, у меня вот две осталось. Это зять мой, опер:) Дети мне хотели ноутбук подарить, да я отказалась, боюсь. Хлебопечку привезли, и ту включать страшно. Лена придёт, я наложу туда всё, что надо: «Лена, нажми». Мне, правда, такой хлеб не очень нравится… Дочь в гости зовёт и в больницу надо, да ехать не знаю как. Когда поезд был, машину тут наймешь, шофер сумки загрузит, там дети встретят. А сейчас… Плохо нам без поезда. Если вдруг вернут – будет мировая сенсация! И дальше жить можно.
Болеем за наших
Супруги Уманец смотрят фигурное катание.
- Болеем за наших! - говорит Павел Михайлович. - Хозяйка вон и сама хоть куда, на тренажёре скачет – шорт только не хватает.
Зинаида Михайловна в ответ на мужнины шутки только улыбается снисходительно. Много лет работала она зубным врачом в Русановской амбулатории. С окрестных деревень люди ездили сюда лечить зубы.
- Вся перевалбаза к моей зубничке ездила, - добавляет супруг. - Раньше хорошо жили, какой посёлок был!
- Да и сейчас нормально живём.
- Не живём, не обманывай. Мучаемся! С мостом вечно проблема весной.
- Сделают.
- Когда? Когда меня на 1-й километр увезут?
- Значит, нам в Троицк надо переезжать, ближе к медицинской помощи.
Славные люди. Забавно слышать, как они шутливо-благодушно перебраниваются.
- Садитесь рядышком, сфотографирую, - говорю, - вас, красивых. Улыбнитесь.
- Уж до того мы красивые в 80-то лет! А улыбаться она не будет, зубов нет, - не унимается Павел Михайлович. - Сапожник без сапог:)
Зависаем в Интернете
Галина Михайловна Поцо живёт на улице Школьной. В квартире идеальный порядок. А она ещё и обои припасла. Говорит, надоели старые, хочется поменять. Печки осыпаются, тоже надо ремонтировать, в сельсовет заявление написала, но когда сделают и сделают ли вообще – неизвестно.
- Крышу пообещали починить, начали было (в доме четыре квартиры), а до меня так и не дошли.
Летом у Галины на участке такой же порядок, как дома. Даже ещё краше! Цветущее великолепие радует глаз, а серый скучный дом на фоне ярких красок выглядит наряднее.
- Это моя отдушина. С марта и до поздней осени. Сейчас пока отдыхаю. В Интернете. С ним не замечаешь, как время летит. Нет бы спать лечь пораньше:)
Замерзаем с надеждой
Заглянули мы и в местный ФАП. Приём уже закончился, заведующий Надежда Анатольевна Кузина и медсестра Вера Станиславовна Аршинова занимаются «бумажной» работой – куда сегодня без неё? Вторая медсестра, Лилия Васильевна Можаева, в процедурном кабинете ставит капельницу больному. Как живётся-можется, дорогие?
- Замерзаем. Обещали с высоких трибун, в газете писали, что в 2013 году будет у нас модульный ФАП. Мечтали Новый год в новом здании встретить. На дворе февраль, дед мороз построил дорогу, можно завозить материалы. Если не сейчас, то когда? Старое здание разваливается. Крыша дырявая, батареи текут и едва теплятся. Обогреватели не спасают. Сидим в валенках, одетые. Больных жалко. На процедурах они под одеялами согреться не могут – в кабинете температура чуть выше, чем на улице. Но процедурный кабинет работает, уколы делаем, перевязки, капельницы ставим, есть новый аппарат ЭГК, небулайзер.
Радует, что лекарствами лучше стали обеспечиваться, и по рецептам, и на продажу. Мы за речкой живём, нам без запаса никак. Заключили договор с аптекой, работаем. Правда, возни с медикаментами много, а процент от выручки смехотворный. Возим все эти коробки зачастую на свои деньги, то сами едем, то кого-то просим.
За Русановским фельдшерско-акушерским пунктом закреплены Шерляга, Скаляп и Тимушбор. В Тимушборе хорошее здание ФАПа, надо только конвекторы поставить. Пока никто не взялся. Ходим по квартирам. И нам неудобно, и больным. Все плановые выезды в Шерлягу и Скаляп тоже обеспечиваем. Бывают и экстренные случаи. Зимой на машине – чищена ли дорога, не чищена, берём лекарства и едем. Летом – лодкой добираемся. Хорошо хоть, с бензином сейчас нет проблем. Только вот машина очень уж старенькая. Благодаря опыту и терпению нашего водителя Владимира Кузина пока ездит. Так что работаем, ещё нас не закрыли – и на том спасибо. Надеемся, что ФАП будут строить не очень долго.
Можем всё. Если захотим
С Дианой Столбиковой мы познакомились на «Одноклассниках». Свой адрес она написала так: «Справа котельная, слева трактор под окнами». Мой адрес – не дом и не улица:)
Диана родом из Русаново. Но успела пожить и в Тверской области, вернуться, снова уехать, уже на Украину, а потом вновь вернуться. Теперь окончательно. Здесь, говорит, всё своё, родное. Когда-то выучилась она в сельскохозяйственном техникуме на бухгалтера-экономиста, но по специальности работала недолго. Может, потому что работа слишком спокойной и скучной оказалась для её неугомонного характера. Трудилась диспетчером, заведующей ГСМ. Много лет на ферме отработала.
- Коров доила, быков кормила. Русская баба сможет всё. Если захочет.
И то верно. Может она и на «буханке», и на тракторе. А уж без живности своего хозяйства не представляет.
- Да полторы свиньи оставши. И куриц столько. В начале марта поставлю инкубатор, буду выводить.
Посмотрела я на эти «полторы» курицы:) Одних петухов штук пять. Красивые, важные. А кур и не счесть. Завидев меня, раскудахтались, заголосили. Рядом индоутки – те поспокойнее. Флегматично-равнодушные хрюшки тоже выползли из своего закутка. Маленькие, чёрненькие, на коротеньких ножках – ну чисто морские свинки.
- Нравятся мне вьетнамки. Здоровых уже нет сил держать. Да и курей бы они давно слопали, поразнесли бы тут всё. А эти некрупные, до 50-60 килограммов – больше не растут. Дружно живут, едят вместе, куры даже спят, бывает, на них.
В отдельном загончике – два козлёнка.
- Федюнчик постарше, козочка октябрьская. Взрослые отдельно. Вот зааненские молодки безрогие, ну а эта деревенская, простая, хозяйка бара. Сейчас они немного чумазенькие, а летом – красивые, шёрстка белая, шелковистая.
- А перепелов не пробовали разводить? - спрашиваю.
- Вот уж этого добра есть у меня. Вредные! И не для севера они, теплолюбивы очень, круглые сутки не меньше 18 градусов должно быть. Их тут на голом энтузиазме держим. Да и с кормами перебои случаются. Раньше в магазинах склады были завалены – мука, сахар, крупы, комбикорм тот же. А сейчас? Комбикорма мешок-другой привезут, я иной раз на таком подсосе сижу. Как нынче получилось – в октябре лёд по реке шёл, в ноябре лёд шёл, к новому году дело, а дороги ещё нет. В магазинах, естественно, чисто, пусто. С этим мостом опять же хамство. Половодьем сдвинуло весной – в июле только смогли на паром добраться. В большой мир мы только зимой спокойно выходим, когда дорогу укатают. Как в таких условиях скотину держать? Да и мало кто сейчас держит. Живое – оно внимания требует.
Показала Диана и свой приусадебный участок, а я опять пожалела, что сейчас зима.
- Владения большие. Одна в доме осталась, а дом на четыре семьи. Здесь рябина растёт, но не обычная горьковатая, а сладкая. Тут ирга, абрикос, слива. Там груша, вишня, клён настоящий. А вот крыжовник, жимолость, смородина, малина – все сортовые. Что-то из питомников выписывала, какие-то саженцы сама привозила. Всё это не за один год, конечно.
Глядя на эту статную, пригожую женщину, я восхищалась её энергией и жизненной силой.
- Диана, кто Вам такое имя выбрал? Раньше оно редким было.
- Отец. Родилась под утро, а за окном мороз трескучий и огромная луна. Диана ведь – богиня луны и охоты. Я и ходила на охоту, на рыбалку раньше, по молодости. Ездила на «моторке», на мотоцикле. Сейчас в лес пешком хожу. Одна. Куда хочу – туда и сверну. Люблю тайгу и нашу красавицу Печору.
- Мишек не боитесь?
- Медведей бояться – в лес не ходить. Следы их постоянно встречаются возле посёлка, что тут такого? Они ведь у себя дома, это мы – гости незваные, ещё и права пытаемся качать. А природа не любит суеты и шума.
* * *
«Какой посёлок был!» За два часа, что провела в Русаново, много раз слышала эти слова. Чего в них больше – любви к родным местам? Сожаления о том, что лучшие годы позади? Горечи, что посёлок продолжает угасать, и этот процесс не остановить? Надежды – вдруг, не всё ещё потеряно? Спит Русаново, свернувшись клубочком под белым одеялом зимы, и видит себя во сне красивым и полным жизни. Снятся ему новые дома, чисто выметенные улицы, по которым люди с детьми спешат в детский сад и на работу. Расправив плечи, встаёт к станку рабочий, колдует у плиты повар, хлопочет в своём хозяйстве фермер, доктор в светлом, просторном кабинете улыбкой встречает пациентов, школа перед звонком похожа на пчелиный улей. Начинается новый день… Пусть он будет…
Елена САВИНА.
Оставить комментарий