С ВЕРОЙ В СЕРДЦЕ И ДОБРОМ К ЛЮДЯМ
Втяжёлые перестроечные девяностые, когда надо было на что-то жить, учить и одевать детей, мне захотелось найти дополнительный источник, кроме заботливого мужа и хороших соседей, из которого можно зачерпнуть сил, чтобы выстоять эту безнадёгу с честью и достоинством и выполнить свой долг перед семьёй и обществом. Таким источником для людей на Руси всегда была церковь и христианская вера.
Я воспитывалась в семье выходцев из крестьян, где родители много работали, но не были религиозными, и детей своих крестили, скорее всего , не для того, чтобы они были верующими, а чтобы была у них по жизни невидимая защита от недугов и других напастей. Но большие христианские праздники в семье отмечались. На Пасху красили яйца в луковой шелухе, покупали вкусные куличи. А мы, дети, играли красными яйцами в битки, чтобы выявить самое крепкое. Все старались правдами и неправдами стать его обладателем. А в Рождество ходили с другими детьми на засеваники, желали односельчанам здоровья и удачи и не отказывались от угощений.
Работа в советской школе требовала от учителя базовых естественнонаучных знаний о мироздании и природе и атеистических взглядов. Чтобы себя как-то переубедить, перенастроить, я начала читать доступную тогда религиозную литературу и поняла, что истинная вера для человечества – это благо. Её основные заповеди вселяют в людей веру в справедливость, добро, заботу о ближнем и удерживают от безнравственных поступков. Но к храму я тогда так и не пришла, потому что по-прежнему преклонялась перед матушкой природой. Она для меня самое прекрасное, самое разумное, но и самое непознанное и опасное. Только в природе наблюдается неистовое стремление всего живого к жизни.
А через несколько лет судьба подарила мне двух замечательных религиозно убеждённых женщин. Это мои сватьи Лановенко Алевтина Александровна и Сабрекова Сония Салихзяновна.
Детство Алевтины прошло в верховьях Печоры, на кордоне. Воспитывалась глубоко верующими староверами дедушкой и бабушкой. От них она переняла не только веру, но и умение трудиться, доброту и уважение к людям, великое терпение и умение выживать в трудных условиях. Старики как могли баловали свою внучку. До сих пор помнит Аля, как в сельпо привезли два настоящих ученических портфеля, и один из них достался ей, как бежала домой, прижимая портфель к груди и не чувствуя под собой ног от счастья. За него любимый дедушка не пожалел половины своей маленькой пенсии.
После окончания школы пошла Алевтина работать в Печоро-Илычский заповедник. Приходилось самой управлять моторной лодкой и толкать её по реке в мелководье. Потом с маленьким сынишкой на руках пережила и предательство первого мужа, и пожар. Осталась практически в том, в чём лежала в больнице на лечении. Помогли добрые люди. Любимая работа была в садике СМП. Сколько детей прошло через её руки! Даже сейчас с трепетом проходит она мимо того места, где было его здание. Недавно сказала, что садика нет уже давно, а цветок, который рос около него, выжил и пробился сквозь густую траву. С работы пришлось уйти, когда родилась первая внучка Катенька, – так решили на семейном совете. Дочери Алёне надо было продолжать учёбу в институте. Когда женился сын Фёдор, с нетерпением ждала пополнения. После рождения Ярославы практически каждый день наведывалась к детям с помощью. А с появлением Олеси нагрузка на родителей и бабушек возросла. Дети часто болели. Приходилось мне и Алевтине поочереди нести вахту с хворающими внучками. Дочь как-то сказала, что не знает, за какие такие добрые дела ей досталась такая хорошая свекровь.
В доме Алевтины и Николая всегда уютно, сытно и спокойно, часто гостят родственники. Соседи доверяют Але свои квартиры и четвероногих друзей. Знают, что уж если она возьмётся за что-то, то обязательно всё сделает как надо, несмотря ни на что. Мне всегда приятно с ней встречаться. Когда к ней заходишь повидаться, бросает все свои дела и прежде всего старается угостить чем-нибудь. Она постарше меня и поопытнее, поэтому обращаюсь к ней за советами, да и люблю просто поболтать с ней о том, о сём. А какая она рукодельница! Подвернулся часок-другой для отдыха – уже спицы мелькают в её руках. Рукавички, сработанные ею, впору на выставку. А детские костюмчики – просто загляденье. Внучки не успеют подрасти, а уже парочка носков и рукавиц для них готова. Как только сойдёт снег, Алевтина уже на даче. Копает, сеет, сорняки дёргает, поливает. Овощей и ягод, выращенных в летний период, хватает на зиму для себя и для детей. А в погожие осенние деньки её дома не застанешь. С раннего утра уже в лесу. Очень любит собирать грибы и ягоды. К этому с детства приучена. Наберёт столько, что и родственникам достаётся. Алевтина не любит жаловаться ни на здоровье, ни на неприятности. Но, что меня больше всего поражает в этой женщине, так это её смиренная жертвенность в пользу родных и окружающих. Я не замечала, чтобы она чем-то была недовольна. Радуется любому, даже маленькому вниманию. И всё-то у неё с Богом и в благодарность: «Господи, помилуй!»
Так, живём мы в мире и согласии и чем можем помогаем друг другу. А на большие семейные праздники всегда собираемся за одним столом.
Сония Салихзяновна живёт в Кирове. Она мусульманка, регулярно посещает мечеть. До выхода на пенсию трудилась детской медицинской сестрой. Вместе с мужем Шахвалем вырастила двух хороших детей: сына и дочь. Они получили хорошее образование и крепко стоят на ногах. Судьба Сонии не из лёгких. Выросла в крестьянской семье. Трудом и добротой завоёвывала уважение и своё место в семье мужа. Многие благодарны ей за детей, в том числе и золовка Фирюза, у которой она выходила дочку Наташу. Девочка родилась слабенькой и требовала особого внимания медицинского работника. Сейчас Наташа – образованная девушка и проживает в Австралии, чем Сония очень гордится. Она практически вынянчила нашего общего внука Дагана. Он называет её своей «абикой» (по-татарски - бабуля). Сония говорит, что если не видит внука несколько дней, то очень скучает по нему. Всегда приходит к нему на утренники в детский сад, поздравляет с днём рождения.
Когда я бываю в Кирове, у нас находятся общие дела. Мне с ней легко и просто. Мы ездим в деревню, в которой она проживала. Сония любит и умеет работать на земле. Несмотря на возраст, квартиру свою и дом содержит в порядке. А как она готовит! Особенно Соние удаются салаты и национальные блюда. По возможности к праздникам высылает нам вкуснейшее татарское лакомство «Чак-чак». Внучек от него не оттащишь. Сония замечательно вышивает мелким крестиком. Её работы трудно отличить от гобеленов. Ещё она ответственный и отзывчивый человек. По первому зову детей и родственников спешит на помощь.
Я и мои сватьи – разные по вере женщины, но это не мешает нам уважать и ценить друг друга и любить наших общих детей.
Валентина Куштысева.
Оставить комментарий