Главная Общество В ГОСТЯХ У АРКАДЬЕВНЫ
16.08.2014
Просмотров: 1988, комментариев: 0

В ГОСТЯХ У АРКАДЬЕВНЫ

Малая Сойва. Было время, здесь, на живописном берегу речки, стояла деревня. Никогда не была она многонаселённой – около 70 человек в 15 дворах, в иные годы и того меньше. Остался от той деревеньки единственный дом.
По дороге в сказку
Железные кони мчат нас в сказку. С асфальта сбегает лесная дорожка. Скошенные луга стелются вдоль золотистым ковром. Над ним – хороводы бабочек. Теплу радуются. Вот паучок завис над дорогой, тоже путешествует на своей паутинке, а она будто прямо с неба спускается. Увидел нас, испугался, приземлился скоренько и схоронился в траве.
Дорожка то вниз ныряет, то вверх торопится, то теряется в зарослях, не выпуская из виду речушку. А та искрится-переливается меж ветвей, будто в прятки играет. Но это присказка. Сказка ещё впереди.
Приводит нас дорожка к домику. Кругом трава некошеная, за ней – лес дремучий и никакого жилья на несколько километров окрест. Заборчик вокруг дома ни высок, ни низок, так себе заборчик. А ворота знатные! Может, слово волшебное молвить нужно? Нет, так впустили. Во дворе никого, только кряжистый кедр-хранитель в три обхвата. Под ним – камень точильный размеров диковинных. Беседка чудная – ни в сказке сказать, ни пером описать. А кота учёного, случаем, здесь нет? Да как же! Вот он, чёрный котище, крадётся к дому, прищурив зелёный глаз.
И мы за ним пойдём. Избушка-избушка, повернись к лесу задом, к нам передом. В такой избе не иначе сама Баба Яга лежит на печке. Тук-тук.
- Кто там? Входите, входите!
После яркого солнечного света внутри сумрачно. Где же хозяйка?
- Я здесь, сейчас спущусь, - раздаётся голос откуда-то сверху.
И в самом деле – на печке))) Не совсем, конечно, на печке – на приступке к ней, голбец называется.
Нет, на героиню русских сказок определённо не похожа. Хрупкая, бойкая и очень разговорчивая бабушка вида вполне благообразного. Зато печь… Вот где настоящая сказка. «Печка-матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» – «Съешь моего ржаного пирожка – скажу». Раритет. Вряд ли её перекладывали со времени строительства дома. Теперь таких и класть не умеют.
Но пора познакомить вас, дорогие друзья, с обитательницей избушки. Валентина Аркадьевна Шибаева, просим любить и жаловать. Ох, непроста хозяйка! Да и жилище весьма колоритно. Только сказки писать. А ведь есть сказка! «Баба Яга» и называется. Галина Мартынова из деревни Большая Сойва написала, а главную героиню с неё, Аркадьевны, срисовала. Не пугайтесь, это добрая сказка.
 
Доктор Лес
– Да, сказка… Помню-помню, приезжали ребята, снимали меня, - смеётся Аркадьевна. - А дом этот купили мы в 1987 году. Почти ничего в нём не перестраивали. Тут деревянная табличка была: «Пыстин Илья. 1902 год». 112 лет, значит, дому. Табличка до сих пор сохранилась, только надписи на ней уже не разобрать. Лавка, кровать, кое-какая утварь от прежних хозяев остались. Сколько лет этой кровати, трудно сказать, без гвоздей сделана, как влитая стоит, не скрипнет, не качнётся. А половицы! Широченные, доска к доске, нигде ни щёлочки, на века строили раньше. Над русской печкой когда-то были полати – такие широкие, что спать на них, наверное, укладывалась вся семья.
В доме – деревенский минимализм. Электричества нет. Из всех благ цивилизации – наручные часы да радиоприёмник.
– Новости слушаю. Ночью много передач хороших. Когда не спится – все мои. Возмущаюсь, что «Маяк» отключили! Разве так можно?! Замечательная радиостанция! Сейчас только «Радио России» в эфире… Как стемнеет, керосиновую лампу зажигаю. Готовлю в русской печке, а другой раз – на керосинке. Связь? Сын приволок недавно… такую штуку, как у вас… телефон сотовый – тут, на горке, «ловит», так я сказала, чтоб забирал, не то выкину. Мне он не нужен.
Сын Сергей с родительницей не спорит. Нрав у неё непростой. Командовать привыкла? Нет, просто превыше всего ценит независимость. Хотя, признаётся, человек она теперь «плохомобильный». Восемьдесят второй год пошёл. Да и врождённый вывих бедра в последнее время стал сильно досаждать. Несмотря на это по хозяйству управляется сама. Перекапывает свои грядки, сажает, полет, в огороде – ни сорнячка, даже парник небольшой имеется. Сама веники вяжет и даже литовкой орудует.
– Картошку тоже сажаю сама, окучиваю, эту работу никому не доверяю)) Пашет, конечно, Сергей. Только жалко, в лес не могу ходить, второй год во дворе сижу. Я тут каждую тропинку знаю… Живу в своей летней резиденции с ранней весны до поздней осени. В Троицке мне плохо. А здесь, на природе, оживаю. Спина заболит – прислонюсь к кедру, боль и отпустит. Может, самовнушение? Таблеток никаких в доме не держу. Кроме, разве, обычного аспирина. Природа – вот мой лекарь.


Ребята, давайте  жить дружно!
Беседуя с хозяйкой, мы любуемся красивейшим пейзажем. Под окнами игривая Сойва нежится в объятиях буйных трав и подмигивает с переката.
– Однажды гляжу из окна, а на этом перекате медведь стоит и бьёт, и бьёт по воде лапой – брызги во все стороны. Может, рыбу ловил?.. Много их тут ходит. Не страшно ли? Да нет, чего бояться? Мы дружно живём. Как-то за ягодами собралась, к малиннику подхожу, а оттуда страшный рёв и треск. Говорю: «Чего ревёшь? Уйду я сейчас, не буду тебя тревожить». Ну и пошла. Спиной чувствую, смотрит вслед. Жутковато. Несколько дней после этого со двора не выходила, а потом опять в лес пошла… Бывает, лось подойдёт к самому забору. Выводки куропаток тут, как цыплята, бегают… Место красивое. Сейчас редко люди сюда ездят. Раньше приезжали на отдых, на рыбалку, в лес. Луга косили. В последние годы всё запустили, зарастают луга. Скотины мало осталось в хозяйствах. Я раньше тоже держала. Перебывали у меня быки, овцы, козы, свиньи, гуси, куры, индюки. Благо, хозяйственная пристройка была, да и сейчас есть. Только уж здоровье не позволяет... Нет, мне тут не скучно. За 35 лет работы в больнице наобщалась)) Книжки читаю. Исторические, философские, но больше публицистику люблю, мне она ближе и понятнее. Сейчас Новикова-Прибоя читаю. Какой слог! Книги – мои самые верные друзья. Люди ссорятся, суетятся, лицедействуют, а книги – они не обманут…

«Деревенька моя, деревянная, дальняя…»
– Живу нормально, пенсия хорошая, ни в чём не нуждаюсь. Одежду не покупаю, зачем? Старую донашиваю, в ней мне удобно. Сын ругается, мол, позоришь меня. А я не хочу. Пусть судят, мне всё равно. Наверное, привычка экономить – с детства. Жили мы тогда в деревне Малые Вески Александровского района Владимирской области. Нас пять человек детей в семье, я старшая. Всех четверых, можно сказать, вырастила. Крестьянский труд познала рано. В шесть лет уже полола, умела корову доить. Учиться было некогда. Русский язык мне плохо давался. Любую букву вставлю, куда хочу. Не знаю, почему они вставлялись)) Мама неграмотной была, целый день в колхозе, в два часа встанет, идёт на покос, а мне нужно корову выгнать. Так спать хотелось! До сих пор снится, что я проспала и корову свою в стадо не выгнала... Не знаю, жива ли теперь наша деревня? Отец воевал. Правда, всего год. После тяжелого ранения его уже на фронт не взяли. Пекарем был. Помню, всё книжки читал, хотя образования имел один класс. Про войну рассказывал мало. Не любил. И военные фильмы не смотрел, говорил, сказки это. Да, признаться, мы тогда и сами не очень интересовались. Вот бы сейчас уж я порасспросила его…
В Коми занесло Валентину Аркадьевну в 1952-м. После окончания Орехово-Зуевской фельдшерско-акушерской школы попала по распределению в Пезмог Корткеросского района. Три года отработала, даже коми язык успела выучить. А вернувшись домой, заскучала по северу. В 1959-м по направлению Минздрава сюда приехала, в Троицко-Печорск. Насовсем.
Елена САВИНА

 

Комментарии
vkontakte

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg