Главная Общество ВИТАЛ В МУЗЕЕ ДУХ ВРЕМЁН
22.06.2015
Просмотров: 1481, комментариев: 0

ВИТАЛ В МУЗЕЕ ДУХ ВРЕМЁН

Наш музей – настоящая сокровищница бесценных экспонатов и строгий хранитель духовной связи времён. Особенно много здесь экспонатов, связанных с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов.

Накануне 70-летия Победы храм истории земли троицко-печорской посетили не только заезжие гости, но и жители района всех возрастов. Наши земляки приходили семьями и поодиночке, классами и группами. И работники музея, не уставая, рассказывали о военных событиях, показывали книги, фронтовые письма, бережно хранящиеся в семьях, фотографии и боевые награды. В залах музея витал боевой дух мужественных защитников Родины, призванных на фронт с берегов Илыча, Печоры и Сойвы.

В музей пригласили и тех, кто пережил войну ребёнком, кто знает великую цену кусочку хлеба, потому что с лихвой наголодался в малолетстве.

Для людей не признанной в нашей стране-победительнице категории сотрудники музея накрыли праздничный стол.
Открыла встречу директор музея А.С.Власова. Дочь хорошо известного в нашем районе человека - С.Н. Калачёва, который мужественно воевал на Ленинградском фронте. Семён Николаевич вернулся домой после восьмимесячного лечения в госпитале в военном 1944-м. Был признан медкомиссией негодным к службе. Сегодня его дочь Анна Семёновна бережно хранит в районе память о войне и солдатской доблести. Она тепло поздравила детей войны с 70-летием Победы, пожелала всем крепкого здоровья, мира и долголетия. Затем вниманием гостей завладела маленькая девочка. Чтобы всем было видно, воспитанницу детского сада «Берёзка» Виолетту Матвееву поставили на стул. Она проникновенно пела о том, что детям нужен мир, что надо отменить войну. У многих слушателей навернулись слёзы. Потом семилетняя артистка спела песню про дедушку. В руках она держала портрет своего прадедушки. Маленькая солистка была награждена бурными аплодисментами.

Затем приглашённые гости вспоминали о своём сиротском и голодном детстве.


- Мой отец был призван на фронт в 1941 году, - начала свой рассказ старожил посёлка Троицко-Печорск Нина Ивановна Сторожева. - Мне, младшей из четырёх детей, было три с половиной года. Вы удивитесь, но я помню, как мы его провожали. Наша семья в полном составе шла по улице районного центра Брейтово, что в Ярославской области, к пристани. Старшая сестра Валя держала меня за руку. Мама плакала. А когда пришли на пристань, где стоял пароход, там яблоку негде  было упасть. Играла гармошка, подвыпившие мужчины пытались плясать. Рыдали женщины, громко плакали дети. Пароход  дал гудок, и отец в общем строю наступил на шаткий трап. Отчалив от берега, судно то и дело давало тревожные гудки. А мы с мамой в толпе бежали по крутому берегу следом за пароходом. А призванные на фронт мужчины стояли на палубе и махали рукой.

- Мы переживали лихо войны, как и другие семьи, - вспоминает Нина Ивановна. - Мама работала в швейной мастерской. Она шила солдатские рубахи и кальсоны. Платили за 14 часов ежедневной работы очень мало. На пять голодных ртов не хватало. Только в 1947 году вернулся домой с войны наш отец Иван Иванович Сторожев. Радости не было предела! Да ещё привез с фронта несколько буханок хлеба, тушёнки, сахару, пшена и две бутылки  растительного масла. Это был настоящий праздник! Мы сидели за столом и уплетали за обе щёки. Я отца тогда не признала. Сказала, что это дядька чужой. Отвыкла за войну.

Где мой отец воевал, были ли у него какие-то  награды, и дошёл ли он до Берлина – не знаю. Рассказывать о войне было не принято. Да и почестей фронтовикам не давали. Те, кто защитил Отечество от врага, не были обласканы государством. Знаю только, что был отец связистом.

Семьи выживали после войны каждая по-своему. Наша мама умерла в 1949-м. Надломила её война. Мне было тогда 11 лет. Отец больше не женился. Детей надо было поднимать. Жил он с дочерью Галей. Вместо бабушки до старости за внуками присматривал. В нашей семье воевали четверо: мой отец, муж  моей сестры Галины, моя родная тётя была офицером медицинской службы и спасла жизни многим фронтовикам. А вот мамин брат – мой дядя – погиб. Где и как – не знаю.

- Я закончила в Ленинграде институт культуры им. Крупской, - завершает свой рассказ Н.И.Сторожева. - Приехала сюда по направлению в 1961 году. Троицко-Печорск считаю своей второй малой родиной, потому что здесь я прожила 54 года…

- Я родилась в белорусской деревне Острово, что в Гродненской области, - вспоминает жительница Троицко-Печорска Валентина Ивановна Липина. - На второй день, как началась война, наша деревня была занята немцами. Поначалу фашисты не убивали мирных жителей. А потом, когда начали действовать партизаны, – озверели. Я тогда мало что понимала. Ведь всего пять лет было. Но жуткую картину, что врезалась в память  детства, я до сих пор без дрожи не вспоминаю. Согнали в центр села молодых парней. Среди них был и мой старший брат Степан. Их хотели отправить на работу в Германию. Но, как только объявили об этом, толпа рванулась бежать. Немцы расстреливали бежавших людей из автоматов. Мой брат уцелел, его погрузили в телячий вагон и отправили. По дороге Степану с группой ребят удалось бежать. Трое суток поздней осенью по лесам добирался он домой со станции. Мама потом его выхаживала и отпаивала травами. Как только поправился от простуды, ушёл в лес к партизанам. Отец наш им помогал. Его родной брат и мой дядя воевал в партизанском отряде.

Помню, как однажды, после очередной вылазки партизан, в нашей деревне была облава. Согнали на центральную улицу человек 150. Старики, женщины, дети. Семьи, мужья которых были в партизанском отряде. Всех расстреляли. Почти каждую неделю были облавы. Однажды фашисты ворвались ночью в дом. Мать шепнула нам: «Бегите». И мы побежали. В нас стреляли. Я с перепуга побежала в другую сторону. Споткнувшись о мертвую бабушку, упала. Так и лежала, боясь поднять голову. А когда поднялась – нет моих сестер. Куда идти – не знаю. Блуждала в лесу одна. Не помню, как сон сморил. А утром  встретила женщину из другой деревни, которая взяла меня к себе. Трое суток искали всей семьёй. Потом сообщили, где нахожусь. Пришли и забрали домой. Словом, настрадались мы в оккупации так, что я до сих пор военные фильмы не могу смотреть.

- Только в 1944 году нас освободили советские войска. С частями Красной Армии ушёл на фронт добивать фашистов мой старший брат Степан. Отца в армию не взяли, потому что он был инвалидом по зрению. А Степан, отметив желанный День Победы,  продолжал служить в погранвойсках. Приехал он домой из Ашхабада только в 1950 году. К тому времени уже и деревню отстроили заново, и колхозники работали за трудодни, получая на них в конце года малую толику. Я окончила восемь классов. Взяли в колхоз учётчицей. А тут с севера приехали в отпуск наши бывшие соседи. Слушала я их рассказы, и появилась мечта: уеду на север, где деньги платят. Вот так и оказалась в 1959 году в поселке лесозаготовителей Шерляга. По направлению ездила учиться в Сыктывкар. Получив специальность, много лет отработала продавцом в орсе леса…
Старожил райцентра и ветеран образования района Валентина Викторовна Логинова тоже входит в категорию «детей войны». Потому что родилась она в 1941 году. Как и у многих сверстников той поры, её отец воевал на фронте, а мать всю войну работала на колхозных полях.

- Войну я совсем не помню, потому что маленькой была, - вспоминает Валентина Викторовна. – Мама рассказывала, что она  жала снопы в поле. Меня оставить не с кем было. Вот и ходила я за ней хвостиком. Тоже колоски собирала. А вот приход отца с войны врезался в память. И больше запомнилось не то, что отец вернулся живым, а что хлеба привёз. Мама зарезала козлёнка и сварила суп, который я ела с отцовским хлебом. Наголодалась в войну - вот и запомнила.

- До 88 лет дожил мой отец. Немало было времени расспросить, где воевал и как вынес на своих плечах все тяготы той войны. Да всё как-то времени не находила. Приеду к ним и взвалю ношу дел на себя. То в огороде хлопочу, то ремонтом занимаюсь, то стираю. Надо же успеть за отпуск всё переделать. Они уже старенькие были. Теперь очень сожалею, что не состоялся у меня с отцом этот важный разговор. С внуком третьеклассником Витей накануне 70-летия Победы сели и сделали альбом, куда и поместили фотографии моего  отца (его прадеда), благодарственные письма от Сталина за мужество и отвагу на фронте, стихи о войне. А ещё орден Красного Знамени, которым папа был награждён. Скупым на факты оказался этот альбом. А каким ярким и памятным мог он быть для потомков фронтовика, если бы поговорила я тогда с отцом…

Евстолия Васильевна Клищенко родилась в предвоенном 1938 году в семье Палевых, что проживали тогда в Удорском районе в маленькой коми деревне Тойма Пучкомского сельского совета. Ей было около трех лет, когда началась война. Отца Василия Демьяновича Палева забрали на фронт в феврале 1943-го.

- Осталась моя мама Евдокия Арсентьевна с двумя детьми горе мыкать, - рассказывает Евстолия Васильевна. - Сестрёнка моя Августа работала в колхозе дояркой. Мама – в овощеводческой бригаде. Но огурцов да морковки она нам никогда не приносила. За это в ту голодную пору в тюрьму сажали. А то, что на трудодни получали – растянуть на троих на год никак не получалось. Помню, напечёт мама пышек в русской печи. Таким духом пахнет в избе, что голова идёт кругом. А откусишь – трава одна. Да и что там может быть, если всего горсточка муки подмешивалась к траве.

- Шёл военный 1944-й, - продолжает Евстолия Васильевна. - Наступила ещё одна военная весна, когда надо было работать на колхозных полях. Мужчин в деревне почти не осталось. Всё на женских плечах. Мама взяла меня с собой на работу. Таких, как я, шестилеток, было несколько человек. Мамы пахали, а мы борону следом за ними таскали…   А ещё запомнила, как налили мне за работу в обеденный перерыв из общего котла стакан супу. Каким же он вкусным был!

- Потом была Победа – все в деревне радовались. Только мама тревожилась. Приходили с фронта сельчане, а её Василия всё не было. В декабре 1945-го вернулся домой наш отец. Как же мы радовались, как были счастливы! Пусть хоть весь израненный и после госпиталя, а всё равно живой. Другие получили похоронки. Привез он хлеба и две банки американской тушёнки. Мы с сестрой и не заметили, как её съели. Однако не долгим было счастье, - завершает свой рассказ дочь фронтовика. - В январе 1946-го мой отец умер… Я очень благодарна своей матери, которая подняла нас и дала образование. Это позволило мне отработать многие годы в образовании района…

Рассказ о детях войны можно было продолжать ещё очень долго. У каждого свои воспоминания о детстве. И все же самые первые годы жизни этих людей похожи, как две горючие слезы. Тогда они не понимали, за что страдают и почему их не кормят. Голодом и нищетой очернила война их детство. Так разве они не заслужили льготы у государства? Ведь страну из руин подняли,  целину распахали, заводы построили... Жаль, что теперь всем этим пользуются, увы, не они.

Светлана Секретарева.


 

Комментарии
vkontakte

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg