Главная Общество ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОКОПЕЯ
28.12.2013
Просмотров: 1751, комментариев: 0

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОКОПЕЯ

До чего приятно в декабрьскую стужу мысленно перенестись в один из жарких дней лета уходящего года. А именно - 21 июля (8 июля по старому стилю). В народном календаре у этого народно-христианского праздника было несколько названий - Прокопьев день, или Прокопий Жнец (Жатвенник), Казанская летняя. Этот день был очень важен для крестьян. На Прокопия делался первый торжественный зажин яровых и отмечался праздник первого снопа. Начинались самые жаркие летние дни, скошенное сено собирали в валы, валы - в копны, а копны - в зароды.
Желающим приобщиться к яркому, зрелищному действию следовало подойти на автобусную остановку на Южном к назначенному времени. Небольшое дорожное путешествие, и вот она - Покча. Село совершенно иначе воспринимается в солнечную погоду при температуре, близкой к +300С. Жизнерадостное! На въезде «томятся» в ожидании покчинцы и гости. В большинстве своём женская половина человечества)) Вдруг взгляд выхватывает идущего в гору  благообразного пожилого мужчину. Им оказался старожил села, труженик тыла Садофей Стефанович Логинов, в этом году отметивший восьмидесятипятилетие. Он своим видом придал первой части праздника – крестному ходу - своеобразный колорит. Как уже сообщалось, в Покче свершилось благое дело: открыт и освящен памятный знак на месте бывшей церкви во имя Казанской иконы Божией матери. Отец Иоанн передал главе сельского поселения «Покча» Анатолию Пивченко освященную икону Прокопия Устюжского Чудотворца! Все возвращается на круги своя. Для настоящего русского человека православная вера всегда была неким оплотом, надеждой и защитой в жизни.
 Работники РДК и СДК Покча  придали празднику особый тон и задор, воспроизвели бытовавшие в селе  обряды. Звучали коми песни, частушки. Самодеятельные артисты из Троицко-Печорска, Покчи, Русаново, Мылвы старались от души, исполняя песни и частушки на коми, русском и украинском языках. Живо и весело  включались в игры, хороводы, состязания зрители. Народ не только созерцал происходящее на сцене, а действовал, получая истинное удовольствие от праздничного гуляния.
…Бытует в народе легенда. Когда-то Прокопа летнего в селе не чтили. Однажды в этот день случился пожар, начали гореть дома. Все жители во главе с попом, который нёс образ Прокопия Устюжского, вышли на улицу, и пожар сразу начал затихать, а затем совсем прекратился. Покчинцы дали обет не работать на Прокопия три дня. Но вскоре забыли клятву. Как-то вспыхнул пожар на полях – загорелись посевы. В очередной раз они вышли с образом Прокопия, и пожар потух. С того времени больше  не нарушался зарок.
День праведного Прокопия Устюжского Чудотворца отмечается спустя две недели после дня Ивана Купалы. Традиционно в канун праздника парились  с наговорами: «Вежа пелысь, вежа купальнича и вежа лудык турун». После бани веники развешивали на кольях изгороди. В течение дня следили за состоянием своего веника. Если не изменял свой цвет, гарантирована его хозяину хорошая жизнь  весь год, веник почернел – жди несчастья, а если падал на землю - ожидает скорая смерть.
Накануне варили общинное пиво – три-четыре человека ходили по домам  и собирали муку, из неё готовили  сур (пиво). У церкви приносили в жертву двух-трёхгодовалого бычка. После службы варили мясо в котлах и угощали прихожан. В былые времена обходили крестным ходом поля и луга, благословляя их на хороший урожай.  
По фенологическим приметам, к этому времени поспевает черника. По её урожаю пытались определить урожай зерновых: много уродится - хлеб будет преждевременным. Пока взрослые трудились, за черникой отправлялись дети, так что все – от мала до велика - были заняты: «В ягодный год дел невпроворот». Полакомиться черникой в лесу, да и вообще собирать ее мешали тучи комаров: «Черника зреет под комариные песни».
Считалось, что после Прокопея становится меньше оводов, сильно досаждавших во время сенокосной страды. По этому случаю выпорхнули на сцену персонажи  коми народной сказки  л\дз(овод), ном(комар) и геб(мошка). Разговорились по душам.
- Овод, ты когда домой полетишь?
- В Прокопьев день пообедаю и полечу. Я долго людям досаждать не буду.
- А ты, комар, когда домой собираешься?
- Подожду до Ильина дня. Пообедаю на Илью и тоже домой направлюсь.
- Мошка, маленькая мошка, а ты когда в путь-дорожку собираешься?
- А я не вдруг отправлюсь, подожду, пока репу уберут, когда холода грянут, тогда и домой пора.
По народным приметам, нет дождя в этот день, то будет сухо до Ильина дня. По погоде Прокопьева дня судили о дне Ильи пророка: На Прокопия дождь - и на Илью дождь. Соотнося Прокопьев день с Ильиным, переносили на него опасность грозы, могущей спалить собранное сухое сено: Прокопьев день - сердитый праздник: нельзя грести сено. Не мог обойтись крестьянин и без шутки, без обыгрывания имени святого: если зачастили в эту пору дожди, говорили: «Прокоп на печи промок».
Продолжали на Прокопия и заготавливать корма для скота. «На острую косу - много сенокосу», - приговаривали крестьяне, выходя в луга.
На Прокопия начинается стогование сена и завершается к Ильину дню. После стогования произносились заговоры для защиты сена от огня и воров: «Гусясьыслы ни враглы эн сетчи, а мед аслым вайны», «Ен, видз биысь и ваысь. Сабрио виччысьны». В честь окончания сенокоса варилась обрядовая каша – маслоячменная.
Что касается гастрономической части праздника - она тоже замечательно представлена. Уха из печорской рыбы, мясо, выпечка, сур. Напрашивается сказочный эпилог: и я там был и ел, и пил. Щедро и хлебосольно принимала гостей Покча.
До 1918 года Прокопей лун в Покче праздновали всем селом. Многое отошло в прошлое, но народные праздники, в том числе и престольные, дороги нам как память, как традиции предков. Из деревни вышла наша культура. Все песни, все нравы и устои родились на сельских просторах. А праздники для России испокон веков имели огромнейшее значение, причем совершенно не важно, какой направленности они были. А поскольку русский народ всегда был очень близок к религии, то нередко различные торжества проходили при участии русской православной церкви. Сейчас эти традиции возвращаются. И создал их удивительный народ, из чьих судеб складывается мозаика истории. Отрадно, что есть в мире место таким праздникам, которые делают нас чуть радостнее.
Мирослава Писанка.

 

Комментарии
vkontakte

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg