Главная Общество ВСЯКИЙ ДОМ ХОЗЯИНОМ ХОРОШ
06.02.2016
Просмотров: 1339, комментариев: 0

ВСЯКИЙ ДОМ ХОЗЯИНОМ ХОРОШ

Куръя в этом году будет отмечать юбилей. 95 лет назад, в октябре 1921 года, образован Куръинский сельский Совет. Однако суждено ли самому сельсовету, то есть администрации поселения, дожить до этого юбилея – большой вопрос. У районной власти другие планы – оптимизировать администрацию и объединить сельские поселения «Куръя» и «Якша».

Ткачиха из Пачгино

Куръя – село небольшое. Здесь 130 жителей вместе с деревнями Пачгино и Волосница. В нижней части зимует всего два человека. Остальные, как перелётные птицы, только на лето возвращаются в свои гнёзда.

- Я думала, мой начальник идёт, - шутит, открывая нам дверь, Зоя Ефремовна Пашина. - Обычно утром Света ко мне набегат, с меня и начинат.

Светлана Бурмантова – соцработник, единственный на село. Бабушки на неё не нарадуются. Работящая, хозяйственная и своя, пачгиновская, как тут говорят. Зимой главная работа – снег, вода да дрова. Впрочем Ефремовне вода не нужна.

- Тут у многих вода в домах, - говорит глава поселения Олег Собянин. - Когда работали – с речки за 300 метров таскали, а на пенсию вышли – скважины сделали, семь метров глубины всего.

- Мужик мне, спасибо, воду провёл. С мужиком-то жила, дак горя не знала. В 65 одна осталась, ещё лет пять корову держала, потом овец, сама всё-ко делала. Сейчас силы нет. Кошка – вот всё хозяйство моё.

«Взамуж» Ефремовна, тогда просто Зоя, вышла в 1961-м. Пашиной была по батюшке, Пашиной и осталась – однофамильцами оказались с мужем. Было ей тогда двадцать три. В нынешнем году 8 марта уж две семёрочки придут.
Родом она из трудовой деревни Пачгино. Работать, как все деревенские, привыкла с малолетства. Ходила за лошадью, пахала, боронила, сеяла, копала картошку, на сенокосе родителям помогала. Окончила семь классов в Якше, на заповедной стороне. Вернулась в деревню. Дальше учиться не стала. Впрочем, не было у детей колхозников выбора, одна дорога – в колхоз. А может, оно отчасти и верно? Молодёжь оставалась, работала, детей рожала. И жила деревня, страну кормила. Вот и Зоя Ефремовна больше 40 лет трудилась в сельском хозяйстве родного села.

- Совхоз был, дак всякая работа была. Бригадира, управляющего замещала, доярок замещала – все работы переработала.
Она и дом этот своими руками строила в Пачгино. «Не одна, конечно, мужики пособляли, - рассказывает. - Потом дом наплавила в Куръю». Такое вот приданое за собой привезла, да ткацкий станок ещё, мамин подарок.

- Мама-то говорила: «Тки, девка, тки, в хозяйстве всё пригодится». Наткала. Вон половики лежат у меня новые, да никому не нужные. Пока на пенсию не вышла, всё ткала, а потом лень стало. Станок где-ко на чердаке ещё валятца. И пять мотовил с им. Теперь только вяжу крючком – дома сижу да чё-ко мне делать-то? Печку русскую с утра протоплю. Днём, когда морозы, – буржуйку маленько, потом на ночь ещё. Дров наношу. Света колет, а таскаю сама потихоньку – надо шевелиться-то. Так и день, глядишь, прошёл. Ой, не фотографируйте палаты мои!..

Рыбачка Надя

Надежда Ивановна Непомнящих – не коренной куръинский житель. Помотала её жизнь по району да сюда привела. Судьба, значит.

Родом с Войвожа, школу окончила на Нижней Омре. После ухтинского торгового училища вернулась на Нижнюю, работала в столовой, магазине. Трудились с мужем и на буровых Вуктыла. Потом переехали поближе к мужнину дому (родом он из Куръи). Работали в Заостровском лесопункте, жили в посёлке Речной. Но вскоре супруг трагически погиб, и Надежда с детьми уехала в райцентр. Устроилась на работу в ПМК-8. Поселили семью в балок, сказали, временно. Но другого жилья так и не дождалась. Да и ждать уже не было смысла – строительная организация закрылась.

Старший сын Аркадий каждое лето пропадал в Куръе у бабушки, Анастасии Варфоломеевны Непомнящих. Был её любимым внуком. Бабушка Настасья до 80 лет держала скотину, слыла большой труженицей и добрейшим человеком. «Дай бог каждому такую свекровь, - говорит Надежда Ивановна. - У нас всегда были очень хорошие отношения».

Аркадий и жену нашёл тут, в Куръе, молоденькую учительницу Ирину. Она тоже под стать бабушке оказалась – от работы не бегала. Детишек в школе учила, хозяйство вела, у самой маленький ребенок на руках – всё успевала. Надежда Ивановна сняла дом по соседству, помогала с малышом. И всё бы хорошо, да закрыли в селе начальную школу, не стало для Ирины работы, молодая семья перебралась в Якшу. А Надежда Ивановна осталась.

Дети давно самостоятельные, разъехались, своими семьями обзавелись. Семеро внуков подрастают. Только успевает бабушка носки, рукавички вязать да шерсть прясть на старенькой прялке с веретеном.

- Мне нравится тут. Тихо, спокойно. Лес, речка рядом. Люблю посидеть на берегу с удочкой. Раньше и зимой на рыбалку ходила, теперь здоровье подводит. Фельдшера у нас сейчас нет. Это нас всех очень тревожит.

Позарастали стёжки-дорожки

Клавдия Александровна Езова живёт в верхней части села. Дорога к дому начищена такая, что машиной прямо к крыльцу подъехать можно. Это соцработник Света постаралась.

В доме безупречный порядок, везде половички, коврики звёздочками – ажурные, хитро связанные.

- Идите, не снимайте обувь, тут не турецкие ковры, - приглашает хозяйка. - Я на свой «узбекистан» карабкалась да проглядела вашу машину. Русскую печку так зову. Лежишь на ней – тепло, как в Узбекистане. Как-то у меня один приезжий гостил из Ленинграда. Я стала его кормить, достаю чугунки из печки, все теплые. Большой, говорит, у вас термос… Сегодня почту жду, у меня там посылка идёт. Дочка молоко из Троицка посылат. В Куръе кировское молоко едим. Дожили! Коровы стоят, да всё равно не хватат, даже летом. Три-то коровы – много ли? Раньше их было по всей Куръе! Глянешь, залюбуешься – ой, какая наша сторонка красивая! Все поля, все луга заросли, школу закрыли…

Клавдия Александровна рассказывает, и её говорок неуловимо отличается от здешнего, пермского.

- Да за 62 года, что тут живу, окуръинилась уж, - смеётся. - Айкинская я.

Больше 40 лет проработала она в сельской начальной школе. Не одно поколение куръинских ребятишек выучила, в том числе и Свету, и отца её.

- Раньше у нас до 36 учеников было! Да и сейчас молодые оставались бы, не все в города бегут. Жили бы на своей земле, детей растили. А школы нет – как останешься? Света мучается, бедная! Сама здесь, а дети – в Якше. Разве это дело?! Если сельсовет ещё закроют – вообще пропадём! Будет Куръя никому не нужная. За каждой бумажкой придётся в Якшу бежать. А рейсового автобуса у нас нет. И тут ведь не одни куръинцы – ещё в Волоснице, Пачгино люди. Как им быть? Советскую власть ещё ругают! Тогда всё работало, а сейчас… Открывать надо, а не закрывать!

Жители Куръи говорят: село без сельсовета – всё равно что дом без хозяина. Не живут в доме – он рушится. Не будет главы, хозяина села, – и угаснет оно. Отдалённые поселения надо сохранять и помогать им, уверены куръинцы.

Елена САВИНА.

Комментарии
vkontakte

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg