ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕТИ...
И Вырос на Бадьёле чудо-сад
Когда начал работать Ставропольский леспромхоз в посёлке Бадьёль, теперь мне трудно установить. Детский сад открыли примерно в 1964 году. Он располагался в обычном жилом доме. Первую заведующую уже никто не помнит. Потом была Пахомова. Никто из сотрудников, включая заведующую, не имел педагогического образования. Не было никаких пособий для занятий, не было даже постельного белья. Детей укрывали одеялами из общежития. Когда в посёлке Нибель-2 закрыли детский сад, оттуда привезли инвентарь, белье, посуду, игрушки.
В 1966-м в посёлок приехала с мужем учительница начальных классов Зоя Петровна Иванова. Начальная школа Бадьёля тогда была полностью укомплектована педагогами, работала даже группа продлённого дня, которую вела отдельная учительница. И Зою Петровну пригласили в детский сад воспитателем. А потом приехали по направлению роно четверо молодых специалистов, выпускников Сыктывкарского педагогического училища. Заведующей стала Нина Ивановна Шахтарова.
Валентина Александровна Кострова пришла в детский сад в октябре 1974 года сначала няней в садиковую группу (3-7 лет), затем – няней-санитаркой в ясли. В это время ясли находились уже в другом доме, стоящем дальше от сада, у дороги. Там работала няней Таисия Васильевна Клюбанова, супруга директора ЛПХ. Медсестрой была Валентина Васильевна Перова, а воспитателем – Галина Константиновна Осипова. Когда и как Галина Константиновна пришла в детский сад, установить пока не удалось. Вначале она работала няней, потом поступила учиться заочно в Сыктывкарское педучилище и стала воспитателем. Когда уволилась Н.В. Шахтарова (это было примерно в 1980 году), Галину Константиновну назначили заведующей. В ясельной группе стала работать Галина Сергеевна Гафетдинова.
В садиковой группе бессменным воспитателем была Зоя Петровна Иванова. Вторые воспитательницы менялись часто. Завхозом работала Любовь Трофимовна Киселёва (теперь она живёт в Ухте). Потом до конца – Зоя Александровна Уралова. Замечательные нянечки Анна Петровна Баяндина и Анна Готлибовна Бернт были надёжными помощниками воспитателей еще до того, как няни официально стали так именоваться, потому что группа была четырехвозрастная, и заниматься приходилось с подгруппами.
Мой муж, Владимир Васильевич Барков, стал директором Ставропольского лес-промхоза в 1984 году. В январе 1985-го я поступила работать в детский сад воспитателем и музыкальным руководителем. Сразу отметила, что заведующая очень деятельная, коллектив дружный, и работают все с полной отдачей. Несмотря на неудобное, тесное и холодное помещение (печное отопление), садик был в достаточной степени оснащён всем необходимым для воспитания и развития детей. Имелось много пособий.
Первое впечатление от яслей – стерильная чистота и уют. Создавали их своим трудом няни-санитарки и воспитатели. Галина Сергеевна прекрасно рисовала. Анна Готлибовна, которую позже перевели вторым воспитателем в ясли, тоже отлично рисовала, вышивала, вязала и вообще умела делать всё на высшем уровне. Они очень дружно работали и превратили ясли в сказку-сад…
Леспромхоз развивался, посёлок рос, увеличивалось и количество детей в нашем саду. Старшая группа выросла до ненормативных размеров. В то время как раз вводилось обучение в школе с шести лет. И подготовительную группу увозили в школу на уроки. Было очень неудобно: завтракали в две смены. А когда после обеда мы укладывали детей спать, приезжали возбуждённые школьники, шумели, пока раздевались, обедали и укладывались… После сна мы опять разводили всех по подгруппам.
Наконец, было принято решение отделить детей шести-семи лет в отдельную группу. С ними стала работать приехавшая воспитательница Мария Сидоровна Ефремова. Нам предоставили часть дома через дорогу от главного здания. Мария Сидоровна, имевшая большой опыт воспитательной и руководящей работы, сделала этот дом – старый и кривой во всех плоскостях – удобным, уютным и красивым. Там было всё, что необходимо для жизни и развития первоклассника, для закрепления знаний, получаемых в школе.
Конечно, всё это большое колесо крутила заведующая – неиссякаемо энергичная наша Галина Константиновна Осипова. Она, видимо, природой была создана быть заведующей: обладала отличными организаторскими способностями, умелыми руками, великолепно пела, рисовала. В ней спал и просыпался дизайнер ещё тогда, когда мы и слова такого не знали. Её муж тоже был очень хорошим, добрым человеком с золотыми руками. Работал он плотником в строительной бригаде, и стоило Галине Константиновне обратиться к директору с просьбой, как вскоре у нас появлялись любые надворные постройки, физкультурный инвентарь и прочее. Всё, что возникало в фантазиях Галины Константиновны, и всё, что можно было сделать из имеющихся в леспромхозе материалов, быстро воплощалось в жизнь. Руководство леспромхоза, парторганизация, профком всегда охотно выполняли наши просьбы, очень неплохо обеспечивали нас материально, часто обновляли инвентарь, покупали много книг, пособий, игрушек. В общем, дети ни в чём не нуждались. Ну а мы принимали активное участие в культурно-просветительской жизни посёлка.
Ещё лучше мы стали жить, когда уже при следующем директоре – Г.М. Кива – в 1991-1992 годах нам построили новый детский сад на другой стороне речки Бадьёль. Место было выбрано очень удачное, с красивыми окрестностями. Здание типовое, мебель современная, удобная, очень красивая. Новая мощная котельная обеспечивала стабильным теплом. Дети даже в 30-40-градусные морозы ходили в группах в лёгкой одежде. Наконец-то у нас появились тёплые туалеты!
Перестройка принесла нам свободу. Ин-спектором по дошкольному воспитанию в роно стала Галина Ивановна Самодурова. Если раньше мы тряслись, как осиновые листья, когда готовили какое-нибудь открытое занятие или, не дай Бог, к нам внезапно приезжали с проверкой, то Галину Ивановну мы ждали, как мать родную. Завидев гостей, идущих от автобусной остановки, все радовались: Галина Ивановна идёт!
Заведующая наша Галина Константиновна не отличалась консервативностью. Более того, в ней бурлило стремление к инновациям. Но если раньше она была зажата существовавшими рамками, спутана функционерскими «низзя», то при перестройке её «понесло». Когда Галина Ивановна предложила проводить конференции в виде творческих отчётов, наша заведующая приказала: «Сделать!»… Мы должны были отразить в отчёте, как работали прежде, как осваивали новую программу и каких результатов достигли. Галина Константиновна предложила ещё включить некий творческий намёк, чтоб нас, живущих в маленьком леспромхозовском поселке, на краю района, не равняли с городскими воспитателями, не мешали работать лишними мероприятиями, не требовали участия в каких-то аукционах. Прежде, готовясь к выставкам, мы делали то, что потом с удовольствием использовали в работе. В аукционах же мы больше теряли, чем приобретали, так как у нас было очень мало денег. Требовалось всё делать в двух экземплярах, а это не только вдвое больше материалов (в последние годы у нас с ними стало туговато), но и вдвое больше времени, а на тот момент в нашем саду оставалось всего трое воспитателей. Я предложила сценку по мотивам «Сказки о царе Салтане».
– Вам и карты в руки, - сказала Галина Константиновна.
– Но я ухожу в отпуск! –
Тем лучше, будете косить траву своим животным и сочинять.
Этот разговор состоялся где-то в июне 1996 года. Мы с Зоей Петровной не любили работать на публику, хотели трудиться для себя, для детей, тихо, спокойно, обычно. Но приказ выполнять надо. И вот в октябре мы, три девицы, сидим-прядём на скамейке под нарисованным окном:
«Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - Я для маленьких ребят Создала бы сказку-сад!» «Кабы я была царица, - Говорит её сестрица, - Создала бы для детей Филиал «Бадьёль-Дисней!» «Хоть давно я не девица, По натуре не царица, Не люблю я украшаться, Пред заморскими послами В лучшем виде выставляться…» Тут входит царица (наша заведующая) с папкой в руках: «…Не тягаться вам со мною, И не дам я вам покою, Вот программу новую Я на суд вам отдаю, Называется «Развитие», Повнимательней прочтите, Досконально изучите И к исходу сентября Мне все в плане изложите!..» Делать нечего – смирились, В пояс низко поклонились И с «Развитием» под мышкой Потихоньку удалились.
Вот такая сказка получилась. По итогам конкурса мы разделили второе место с сильным садиком Нижней Омры и были очень довольны, потому что садов много, все старались, всё было талантливо и интересно.
Жить бы, работать да радоваться. Но… всякая перестройка пред-полагает разрушения. Развалился леспромхоз. То, что осталось, купил частник под именем КомУкВен (что означало Коми, Украина, Венгрия), забрал всё, что ему нужно, и увёз на станцию Сойва, где у нас была погрузка. А нас передал под юрисдикцию Нижнеомринского сельского поселения, возглавляемого Р.И. Локтюшиной. Жить, как большинству людей в стране, стало тяжелее, но благодаря Раисе Иосифовне и огромной поддержке Галины Ивановны Самодуровой, которая говорила: «Закрыть садик легко, попробуй потом открыть!» – мы долго держались.
Ушла на пенсию Т.В. Клюбанова. Уехала в Германию А.Г.Бернт. В Удмуртию перебралась Г.К.Осипова. Заведующей стала Г.С. Гафетдинова. Но вскоре и она уехала. Уезжали все, кому было, куда и на что ехать. Детей стало мало. Объединённые от мала до велика в одну группу, они не оправдывали затрат, работников было уже больше, чем детей. Надо сокращать. Но как? Ведь объем работ оставался прежним! Те же площади, те же подгруппы для помощников воспитателей, те же планы у воспитателей, подготовка, продолжительность занятий: будь то 30 детей или пять – разница небольшая. Мы не могли сократить никого: все нужны, все стажисты, всех жалко. Приняли решение урезать время работы и зарплату. Но время сократить не удалось, работали, почти как прежде. Возвращались с работы дружной гурьбой, хохотали на весь поселок, счастливые от того, что все вместе.
В октябре 1999 года уехала и я в Смоленскую область. Садик еще работал. В конце концов, его закрыли. Что-то взяли оставшиеся детские сады. Что-то выбросили, сожгли. Это была катастрофа… Но мы продолжаем дружить. Знаем о Галине Сергеевне Гафетдиновой, об Осиповых. Из Германии присылает видеофильмы Анна Бернт. Звоним друг другу часто. Приезжая к сыновьям в Ухту и Троицко-Печорск, обязательно заезжаю в Бадьёль, к своим дорогим коллегам Зое Петровне, Валентине Александровне и Анне Петровне. Узнала, что Г.К. Осипова издала интернет-книжку о нашем детском саде. Наверное, она интересная и подробная. Надо найти.
Подготовила Елена САВИНА.
(Продолжение следует).
Оставить комментарий