Деревня, покоряющая с первого взгляда
Давно отшумел в Еремеево республиканский праздник охотника, разъехались гости, люди вернулись к привычной размеренной жизни.
Еремеево – из тех мест, что покоряют сердце заезжего гостя с первого взгляда и навсегда. С крутояра смотрятся в воды прозрачного Илыча деревенские избы с подпирающими небо антеннами на крышах. На берегу навострили носы длинные деревянные лодки. Их много. Почти у всех в деревне есть такая. Здесь каждый – рыбак и охотник. Не уступают сильной половине и женщины. Они и силки ставить умеют, и с рыболовными снастями управляться. А ещё каждая хозяйка считает своим долгом получше украсить двор. На фасадах домов – картины из обычных пробок от пластиковых бутылок. Издалека и не поймёшь, что сделаны из бросового материала. А какие у них палисадники! Один краше другого.
Трепетная любовь к родному уголку сквозит здесь во всём – крепких домах и добротных надворных постройках, ухоженных грядках, красиво сложенных поленницах, скошенной траве и чистоте на улицах, заботливо прикрытых от дождя мотоблоках. Они тут так же привычны летом, как иноземные фольксвагены и тойоты в городе. Надо в магазин или к приятелю на пару слов – оседлал «муравья» и поехал. Шучу, конечно. Техника нужна для работы. Здешние жители хоть и любят поострить, но в основном между делом. Крестьянин не языком работает, а плугом, говорят в народе.
А ещё тут у всех невысокие ровные изгороди – в деревне не принято друг от друга железными заборами отгораживаться.
Учитель для одного ученика
Валентину Попову застаю за обрезкой розовых кустов. Цветы на её участке – во множестве и великолепии. Несмотря на то, что их уже навестила осень, обдав морозным дыханием, тяжёлые шапки георгинов устояли и ласкали взгляд причудливостью расцветок.
Валентина Яковлевна – учитель начальных классов. В прошлом году местная школа, которая несколько последних лет числится структурным подразделением Приуральской средней, не работала – некого было учить. В этом году школа распахнула свои двери для первоклашки Женечки. В следующем к Евгении присоединится её сестричка Лера. А через год учеников станет уже трое. Пока они посещают дошкольную группу.
Валентина сама училась в еремеевской начальной школе, тогда здесь было два класса, по 15-20 человек в каждом. А в детском саду, куда позже пришла работать, – и того больше. Было это в середине восьмидесятых.
С дошколятами она проработала два десятка лет, потом возглавила МБОУ «Школа» д.Еремеево, а после присоединения к Приуральской средней трудится учителем начальных классов. В бытность её директорства в школе обновили мебель, оснастили кухню, медкабинет, закупили мультимедийное оборудование. Хорошо стало, уютно.
Вся жизнь Валентины Яковлевны связана с Еремеево. Здесь дети выросли, теперь внуки да внучки с удовольствием к бабушке и дедушке приезжают. Их пятеро, старшая – в шестом, младшей четыре года. С открытием два года назад вертолётного сообщения добираться до деревни стало проще и быстрее. И жители довольны, и гости.
– Люблю свою школу, родную деревню, – говорит моя собеседница. – Золотые горы предложили бы – мне не надо. Еремеево лучше!
Когда вместе, душа на месте
Владимир и Татьяна Пыстины заняты хозяйственными делами. Без дела они сидеть не умеют. В доме и летней кухне – идеальный порядок. Печки свежепобелены. К слову, глава семейства складывал их сам. Он мастер на все руки – столяр и плотник, сварщик и скорняк. Баню, летнюю кухню, другие хозяйственные постройки, лодки – всё строил сам.
Родом Владимир из Усть-Илыча, в 1989-м после окончания Ухтинского лесотехнического техникума с дипломом технолога по лесозаготовкам приехал в Приуральский по направлению от Верхнепечорского леспромхоза. Там и встретил свою прекрасную половину. Сначала молодые жили в посёлке, потом переехали в Еремеево.
Татьяна пошла в детский сад помощником воспитателя. Больше четверти века – с ребятишками. Работала и в пекарне, под началом мамы, Елена Алексеевна Богданова много лет кормила деревню вкуснейшим хлебом! Пекарское дело лёгким не назовёшь. И подниматься приходилось до рассвета, и тесто вручную месить, когда машина ломалась или электричества не было. Но Татьяне любой труд привычен – в большой семье выросла. Помогала маме и на ферме, когда та дояркой работала.
На личном подворье Пыстиных тоже скотины было много. Теперь большое хозяйство без надобности – дочери Ирина с Жанной давно выросли, одна в Нижнем Одесе живёт, другая – в Мурманске. Внук Артёмка в третьем классе.
Владимир Владимирович и Татьяна Алексеевна всё привыкли делать вместе. Они и в огороде рядышком, и в лесу, и на реке. Любят грибы-ягоды собирать. На рыбалку летом и зимой ходят с удовольствием. Срослись с деревней накрепко, тут родное всё. Сейчас, говорят, жизнь комфортнее стала. При желании из деревенского дома можно сделать жильё с почти городскими удобствами. Транспортная доступность улучшилась. Связь есть. Стационарные аппараты работают. Кто хочет, к интернету подключается. Ещё б мобильная связь появилась, совсем бы хорошо стало! Сотовые телефоны есть почти у всех, только пользуются ими в основном, когда в «цивилизацию» выезжают.
Тот, кто делает лодки
Вячеслав Ефремов – тоже трудяга, каких поискать. Почти сразу со школьной скамьи он ушёл в армию. Попал в войска Пограничной службы, в город Нарын Киргизии. Сначала новобранцев отправили в учебное подразделение в посёлок Отар Казахстана. Через пять с половиной месяцев вернули в часть. А потом отправили в Афганистан. Добровольно-принудительно, смеётся мой собеседник. Впрочем, когда набирали ребят, отказывались единицы.
Эта страна вечной нестабильности была местом его службы долгих 15 месяцев. Ходили в разведку в сторону Пакистана и в направлении китайской границы. Страха не было. Их БПМ постоянно сопровождал вертолёт. Пилотировала «вертушку» девушка.
Кормили солдат хорошо. С медициной, гигиеной и бытовыми вопросами тоже всё было в порядке. На берегу горной речки Лянгар стояла баня. Течение, правда, бешеное. БМП, как спичечный коробок, сносило. А они умудрялись там даже рыбу ловить. Делали крючки из троса, привязывали к верёвке и закидывали. Ловили на хлеб. Пытались сами печь, но хлеб на высоте двух тысяч метров над уровнем моря из-за нехватки кислорода получался сырым и невкусным. Местные пекли лепёшки на камнях, угощали. Кумыс приносили. Им постоянно привозили гуманитарную помощь – продукты, товары первой необходимости, керосин, дрова, и они относились к советским солдатам очень хорошо.
Вячеслав тоже сопровождал колонны. Говорит, приедешь – никого нет, а через несколько минут, как из-под земли – везде же одни камни, – начинают люди стекаться к эшелону со своими ишаками. Глядишь – уже и нет гуманитарки. И людей нет. Вячеслав вспоминает годы службы с теплотой. Если и было плохое (война – не курорт), он об этом не говорит. Рассказывает о боевом братстве, друзьях.
– Была уверенность, что никто не обманет, не предаст, каждому ты смело можешь довериться – и командиру, и товарищу. Никакой дедовщины, все равны.
Спустя год и три месяца перебросили Вячеслава обратно в часть, где и дослужил он оставшийся срок и два месяца сверхсрочной. С нетерпением ждал пограничник пополнения из учебки, очень по дому соскучился. Больше так надолго родную деревню не покидал.
По возвращении устроился в отделение связи почтальоном. Потом в коопзверопромхоз перешёл. На предприятии всё приходилось делать – и на валке леса работать, и на пилораме, на сенокосе, на забое чернобурых лисиц. А потом зверопромхоз ликвидировали. Позже и его правопреемник закрылся. Какое-то время вахтовал в Яреге, Троицко-Печорске. Потом на пенсию вышел. Но шибко отдыхать даже на заслуженном отдыхе не приходится. Работа его всегда находит. С осени до весны заготавливает для пожилых односельчан дрова. Человек он безотказный, всем готов помочь.
Вячеслав – мастер-судостроитель. За свои 60 плюс один сделал почти столько же лодок – шесть десятков! Планировал ещё одну – для ровного счёта, но пока не сложилось. Впрочем, следующий день рождения ещё нескоро – год впереди, успеет. К сведению, в коми языке нет слова «мастер». Есть «пыж в\чысь» – изготавливающий лодки.
И как только на всё рук хватает?! Живность на подворье тоже требует их приложения: пятёрка кролей, 11 кур, баран да четыре овцы с потомством, гусей четвёрка.
– Это что, смех один! Раньше у нас кроликов до двух сотен было, стадо овец из двадцати голов, две-три козы да свиней несколько штук. За 30 километров вверх по реке сено ставили. Вот тогда работа была! Теперь обленились. Лугов брошенных полно, коси – не хочу!
Всем бы так лениться, как еремеевские!
Елена САВИНА.
Оставить комментарий