Рядовой Иван Илларионов
В День Победы в каждой семье вспоминают своих героев. Они пережили страшные испытания, прошли по военным дорогам, хлебнули лиха, но остались людьми.
Мой дедушка по маминой линии Иван Илларионов родился в деревне Самоходовка Починковского района Смоленской области 1 октября 1925 года. К началу войны ему было всего пятнадцать, шёл шестнадцатый год. Вся тяжёлая мужская работа легла на его плечи, он считал себя взрослым, и когда подошло время, 1 октября 1943 года, встал в строй рядовым бойцом Красной Армии. Воевал, стойко переносил все тяготы, но однажды его часть попала в окружение и в плен. Страшно представить, что чувствовал мой дед, как сумел это пережить и выстоять!
После освобождения был репрессирован и отправлен на спецпоселение в Ягоднинский район Магаданской области. Там он работал машинистом паровых турбин, женился на Антонине Ивановне (в девичестве Белышевой), родились дети – сын Александр и дочь Валентина (моя мама, после замужества Горнухина).
В 1954 году Иван Иванович был реабилитирован и через два года завербовался на работу в Коми АССР. Так мой дед и оказался в посёлке лесозаготовителей Пожег Мамыльского сельсовета. В 1959 году посёлок был переименован в Знаменку. Несмотря на то, что здоровье дедушки было подорвано ранениями, контузией и тяжёлыми работами на Колыме, он добросовестно трудился и в Коми АССР: был вальщиком леса в одной бригаде с Евгением Фильченко, затем раскряжёвщиком на нижнем складе, трактористом (после учёбы в селе Зеленец Сыктывдинского района). За год до своей смерти работал на местной ДЭС в Знаменке. Его труд в мирное время отмечен грамотами и благодарностями, он удостоен высокого звания передовика производства, его портрет помещался на районную Доску почёта.
За этими сухими строками – не только личная трагедия моего деда, но и всей его семьи, на которых поначалу лежала печать репрессированных. Нам сложно сейчас понять и представить, что чувствовали они тогда, как им жилось, как к ним относились. По-разному: кто-то с пониманием, а кто-то со злобой. Тогда ведь не просто бытовало мнение, существовал приказ Ставки Верховного Главнокомандования, предписывающий «драться до последней возможности», попавших в плен считали «злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту». Вот в такой обстановке жили мой дед, его жена Антонина и их дети. Жили, достойно трудились, радовались и печалились. 20 сентября 1971 года, ещё до моего рождения, мой дед Иван Иванович Илларионов умер (дали знать о себе раны и контузия).
Мой дед был окончательно реабилитирован уже посмертно в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», внесён в «Книгу памяти Республики Коми».
В 1980 году мои родители вместе со мной и моей бабушкой Антониной Ивановной переехали в Сыктывкар. Бабушка прожила свою жизнь вдовой участника Великой Отечественной войны, она очень любила супруга и замуж больше не выходила, работала в разных сферах до выхода на пенсию, имела статус труженика тыла и звание ветерана труда, ушла от нас в 2006 году.
Мы не потеряли связи с малой родиной. Интересуемся жизнью района. Продолжаем выписывать и читать «Зарю», из которой и узнали, что проводится патриотическая акция: публикация фотографий участников Великой Отечественной войны, проживавших на территории Республики Коми и Троицко-Печорского района.
Уже несколько лет я принимаю участие в акции «Бессмертный полк». Несу портрет своего деда и чувствую, будто он – рядом, мы идём в одном строю. И от этого так хорошо! Я горжусь, что у меня был такой замечательный дед – Иван Иванович Илларионов.
Александр Горнухин.
Александр доброго дня, на днях проезжал Родину наших дедов, зашел как всегда по фамилии на просторы интернета, а здесь замечательная статья про Ивана Ивановича, рад слышать, большой привет из Смоленска!
Оставить комментарий