Главная Даты Небо всех связало, небо работой любимой стало
26.08.2023
Просмотров: 177, комментариев: 0

Небо всех связало, небо работой любимой стало

Авиация. Какое огромное значение имеет это слово из семи букв для Троицко-Печорского района, его жителей и людей, которые связали свою судьбу с воздушным флотом!

Сразу нескольким историческим событиям – столетию гражданской авиации, девяностолетию прилёта первого гидросамолёта в райцентр, семидесятипятилетию строительства здания аэропорта в Абаре, шестидесятилетию нового аэродрома в Кедровке – активисты под началом председателя первички аэропорта Галины Александровны Филяевой приурочили встречу в районном совете ветеранов.

Сначала все участники совершили путешествие по исторической части райцентра. В преддверии 350-летия Троицко-Печорска в фойе совета ветеранов организована фотовыставка, посвящённая улице Кирова – Мир туй. С экскурсоводом Н.В. Бажуковой прошли по ней от моста через реку Динъёль до деревни Парма. А там уже и рукой подать до Кедровки, с которой связана трудовая биография ветеранов аэропорта. Вокальная группа народного хора «Югыд кодзув» под аккомпанемент В.Г. Растворова исполнила песню «Тöдса пилот» («Знакомый пилот»).

С улицы Кирова переместились в Абар, точнее, к его макету. Ведь именно эта деревня связана с началом развития авиации в районе. Летом 1932-го в Троицко-Печорске велась первая аэрофотосъёмка на По-2 сельхозавиации Ленинграда. А зимой, когда работы прекратились, на этих самолётах выполнялись рейсы по первой местной авиалинии Сыктывкар–Усть-Кулом–Троицко-Печорск. Позже построили первую примитивную посадочную площадку в Абаре, на лугу вдоль реки Мылвы. Аэропорт размещался в частном доме – Ичӧт Катя керка. С одной стороны находилась контора, с другой – метеостанция. Начальником назначили авиатехника из Сыктывкара В.У. Суворова. С 1948 года с приходом начальника аэропорта П.И. Коря- ковцева началось активное строительство. Появилось новое одноэтажное здание с залом ожидания и служебными помещениями. А позже – и буфет с медпунктом. Аэропорт стал местом работы для многих абарцев.

В 1956-м сформировано авиазвено из самолётов По-2, Як-12, вертолётов Ми-1. Расположение аэродрома на заливном лугу создавало неудобства в половодье. Поэтому аэропорт изменил дислокацию. Аэродром перенесли на противоположный песчаный берег, в Мылву. Сюда летали самолёты По-2, Ан-2, Як-12, вертолёты Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6. Готовил к полётам самолёты авиатехник В.М. Осипов. В 1960 году организовали авиаэскадрилью во главе с командиром Я.Е. Рыпиным. Для обслуживания экспедиций и геологических партий поступили вертолеты Ми-4, для перевозки пассажиров и грузов – самолёт Ан-2.

В 1963-м открылся новый аэропорт в деревне Кедровка, который принимал самолёты Ан-2 и вертолёты всех типов. Авиаторы стали выполнять значительный объём работ. Аэропорт перевозил грузы и пассажиров, выполнял авиаохрану лесов от пожаров, обеспечивал население скорой медицинской помощью, перебрасывал экспедиции.

Расцвет районной авиации пришёлся на 70-80-е годы прошлого столетия. Тогда в аэропорт входили отдел перевозок, ГСМ, АДП (авиадиспетчерский пункт), ИАС (инженерно-авиационная служба), наземная служба, медсанчасть, радиоцентр, гараж. В разные годы работало до 150 человек. Самолётные площадки находились в Комсомольске-на-Печоре, Якше, Знаменке, Усть-Илыче, Приуральском, Митрофан-Дикосте, Палью, Куръе. Вертолётами доставлялись почтовые грузы в Покчу, Русаново, Усть-Унью, Мирный.

Председатель ветеранской первички аэропорта Г.А. Филяева в презентацию включила фотографии из домашних архивов недавних работников гражданской авиации. Каждый слайд вызывал море эмоций. А сколько воспоминаний следовало за моментом, попавшим в кадр!

– Коллектив у нас был большой и очень сплочённый, – сопровождает показ Галина Александровна. – Все дружно выходили на субботники вне зависимости от должности. Также сообща отмечали праздники, веселились от души, готовили сценки. Профсоюзная организация утверждала статьи доходов и расходов. Если на конец года оставались деньги, их тратили на что-то необходимое, к примеру, на покупку лыж для работников аэропорта. В выходные совершались коллективные вылазки на лыжню. Всегда отдыхали и работали с удовольствием. Все зависели друг от друга. А от каждого из нас – безопасность экипажей и пассажиров. Хорошее было время. Мы были молоды, работал аэропорт, летали самолёты. В любую точку района можно было попасть менее чем за час. Лишь бы погода была лётной!

В разные годы возглавляли коллектив авиаторов Н.И. Скуреневский, А.В. Га- дяцкий, О.А. Жулепников, С.В. Чучков, В.В. Вилков, Н.А. Катеринчук, В.Ф. Стрелков, В.И. Нос.

Со словами приветствия и поздравлениями к участникам встречи обратились заместитель руководителя администрации МР «Троицко-Печорский» И.Я. Самодурова, председатель районного совета ветеранов В.В. Широтов, директор районного музея А.С. Власова. У каждого из них имеются собственные истории, связанные с местной авиацией и её работниками. А сами ветераны аэропорта могут стать авторами сборника баек и былей из собственной трудовой биографии, состоящей из незабываемых будней и ярких праздников. Небо их всех связало, небо их любимой работой стало. И так здорово, что есть повод собраться на свой юбилей!

Ирина Дьякова.

Комментарии
vkontakte
одноклассники

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Реклама

http://gazetazarya.ru/files/62/64/sayt1.jpg