Жизнь в закулисье
Наш земляк Василий Горчаков приоткрывает секреты рождения театрального спектакля.
- Главное в жизни – быть требовательным к самому себе. Считаю себя счастливым человеком, ведь у меня есть всё – прекрасная семья, любимая работа, хорошие друзья и моё творчество, - говорит мой собеседник Василий Александрович Горчаков.
По профессии он бутафор-декоратор, работает в Государственном театре оперы и балета Республики Коми вот уже двадцать лет. Умеет уместить на сцене целый мир, не понаслышке знает жизнь театра изнутри.
Родом Василий из Мылвы. С детства его тянуло к творчеству. Вечерами на кухне, прижавшись к тёплой печке, рисовал. Лики святых, церкви, соборы... Религиозная тема была одной из самых близких. В школе, посещая творческие кружки по выжиганию, резьбе по дереву, рисунку, начал знакомиться с различными направлениями в искусстве. Верным спутником по жизни стал простой карандаш.
После десятого класса Василий пошёл работать. О дальнейшем образовании не сильно задумывался. Трудился на предприятиях по переработке древесины, получил профессию резчика по дереву в Троицко-Печорском ПТУ. Но специальность в районе оказалась невостребованной, и в конце девяностых парень уехал в Сыктывкар, поступил в республиканское училище искусств. Именно там открылись для него новые горизонты. Познакомился с интересными людьми, знатоками живописи и рисунка, узнал много нового, наработал практический опыт.
Родители Александр Васильевич и Людмила Васильевна Горчаковы не имели отношения к искусству и к творческим порывам сына относились спокойно. Главное, ребёнок чем-то занят, порой говорила мама. Они не препятствовали и выбору его будущей профессии.
В 2000 году Василий устроился в Государственный театр оперы и балета рекламистом. Готовил декорации к 80-летию республики. Спустя некоторое время ему предложили должность бутафора-декоратора. Параллельно занимался живописью, графикой, рисунком, разрабатывал различные варианты изготовления декораций для спектаклей и концертов. Сего- дня Василий как ведущий специалист художественного цеха тесно сотрудничает с театральными группами других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
- Никогда не думал, что моя жизнь будет связана с театром. Но окунувшись в эту среду, понял, что это и есть моя стихия. Буквально дышу каждым спектаклем. Если ты однажды удивил своего зрителя, нельзя его разочаровывать. Поэтому всегда ставлю перед собой более высокую планку. Дело, которое по душе, выполняешь с удовольствием, каким бы сложным оно ни было. Многое зависит от мотивации и самодисциплины.
Василий Александрович трудится в закулисье, там, где витают мифы и куда не ступает нога простого зрителя. Помимо самого декоратора, в команде трудится ещё четыре человека. Сегодня мы постараемся приоткрыть занавес, чтобы немного узнать, как рождается обрамление спектакля.
Тон задаёт постановочная группа в лице главного художника, который изготавливает эскизы. После чего идёт подготовка: шьются задники, кулисы, падуги, языки. Наводятся колера из анилина, используется различная краска для интерьеров. Также применяются различного рода аппликации для объёма. После натягивания полотна на пол Василий приступает к нанесению рисунка. Как бутафор он работает с сотнями предметов и должен помнить, какую роль играет каждый в спектакле и на каком месте должен лежать. Творческие этапы обсуждаются с коллегами по цеху. В процессе команда должна добиться полного сходства со сценарием.
Декорации, как и актёры, тоже играют свои роли и погружают зрителя в атмосферу сценического действия. В ходе театрального спектакля, пока публика очарована происходящим на сцене, за кулисами идёт кропотливая работа. Декоратору необходимо иметь развитое пространственное мышление, разрабатывать эскизы в комплексе – от сценического пространства до отдельных деталей. Новые технологии в искусстве, 3D, 5D-моделирование, световые эффекты, различные современные решения делают более зрелищными классические постановки, такие как «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперетта «Принцесса цирка». Оформление постановки работает на то, чтобы актёр чувствовал своего героя. Со временем бутафория проходит реставрацию либо полностью переделываются, а некоторая утилизируется за ненадобностью.
Василия, по его признанию, очень увлекает процесс создания чего-то с нуля до видимого результата. Интересная задумка «варится» в голове какое-то время, а потом подбираются материалы и техника для её воплощения. Его можно назвать архитектором сцены.
Каждый художник приходит в мир искусства своим путём. Некоторые поэтапно добиваются результатов, заканчивая академические школы, а кто-то достигает вершин творческого олимпа самостоятельно.
- Каждый решает для себя сам, чего он хочет и по какому пути пойдёт. Ты никогда не узнаешь, что твоё, пока не попробуешь все возможные варианты. Профессиональный рост художника невозможен без изучения чужого опыта. Все двадцать лет работы в театре я не перестаю учиться чему-то новому. Вдохновляют труды великих художников, поездки по стране, посещение музеев и выставочных центров, - продолжает декоратор.
Что касается рисунка карандашом, то для Василия это хобби, идущие параллельно с работой. По словам самого автора, большой опыт он получил, обучаясь ещё в училище искусств. Сейчас снова возвращается к любимому жанру. Ему доставляет удовольствие работа с человеком. Для него как для художника важно показать не только сходство, но и раскрыть духовную красоту.
- Я не гонюсь за похвалой, скорее, стремлюсь найти гармонию в своём увлечении. Если людям приходится по душе моя картина, то её красота есть и внутри них. Именно она даёт этот отклик, - делится Василий Александрович.
До начала работы над портретом автор какое-то время изучает фотографии людей, проживая вместе с ними дни и недели своей жизни. Главное для него – раскрыть образ и как можно точнее перенести его на холст. Он работает триста шестьдесят пять дней в году и столько же – отдыхает. А всё потому, что это дело для него в радость.
Пётр ПЫСТИН.
Оставить комментарий