Расчёска, ножницы и красное словцо
.jpg)
Вы спросите: что между ними общего? А жительница посёлка Мылвы Татьяна Добрис знает, ведь она нашла своё призвание в парикмахерском искусстве и на культурном поприще в творческом объединении «Каламбур».
Профессия парикмахера Тане всегда нравилась. Ещё школьницей пробовала стричь своих подружек, те результатом были довольны. И очень удивились, когда после школы выучилась она... на портного верхней женской одежды.
Работала в сфере бытового обслуживания населения. Правда, совсем недолго. КБО закрылось, пришлось менять специальность. В итоге пришла к тому, о чём мечтала. В 2005 году от службы занятости поехала в Сыктывкар учиться парикмахерскому делу. Курсы были очные, но краткосрочные. Освоила женские и мужские стрижки, техники окрашивания. Остальное нарабатывала сама. Как говорил её преподаватель, если руки на месте и есть желание, то, имея базовые знания, до всего можно дойти своим умом. Практиковалась сначала на детях и маме, на муже, конечно. Супруг, смеётся, ещё раньше стал «подопытным кроликом». Как поженились, забыл дорогу в парикмахерскую.
Первые клиенты внушали страх. Останутся ли довольны? Придут ли ещё? Но беспокойство продолжалось недолго. Вскоре появилась уверенность – всё получится. Мастеров – единицы, а желающих много. Красивые стрижки нужны всем. Сначала работала на дому у клиентов, потом принимала у себя. Но на выезды уходило слишком много времени, а дома – маленькие дети, которых приходилось отправлять в свою комнату, чтоб чужие волосы по углам не растаскивали.
Через несколько месяцев Татьяна решила, что пора обустраивать свой кабинет. Арендовала помещение, зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. И вот уже двадцать лет колдует над внешним обликом земляков. Сначала по 12 часов расчёски и ножниц из рук не выпускала. Дети росли, а с ними и расходы. Двоих студентов одновременно учить – почти подвиг. Теперь у каждого – свои семьи, живут самостоятельно. Дочка заведует ФАПом в посёлке Аджером Корткеросского района, сын работает в компании сотовой связи, заочно учится в лесном институте, живёт в Нижнем Новгороде. Самое время немного отпустить поводья. Установила себе семичасовой рабочий день, творит в удовольствие. Иногда берёт короткий тайм-аут, максимум пару недель, чтобы съездить к сыну или дочери, пообщаться с внуком, набраться новых впечатлений. Большие отпуска для предпринимателей – непозволительная роскошь.
За эти годы у Татьяны Добрис сложилась большая клиентская база из людей, которые свои локоны и шевелюры доверяют только ей. Поэтому записаться на стрижку не так-то легко. Всё расписано на месяц вперёд.
Для корреспондента районки однако Татьяна сделала исключение, и мы, что называется, совместив приятное с полезным, недолго побеседовали.
– Волосы у всех разные. Вам с какими больше нравится работать?
– С любыми. Конечный результат будет зависеть от структуры и количества волос. Есть тонкие, но их много. А есть толстые, их меньше, но выглядят густыми. Вот у вас волос пористый, волнистый. У меня – такой же. Поэтому каждое утро начинаю с укладки. Клиент не поймёт, если я буду плохо выглядеть. Он приходит на стрижку и наблюдает за мной в зеркале. Это ко многому обязывает. Мастер своим внешним видом должен вызывать доверие. Причёска – практически его рабочий девайс.
– С укладкой понятно, а стрижка? Тоже ходите к парикмахеру?
– Конечно!
– Ваш профессиональный арсенал?
– Главное моё «оружие» – машинка, фен, две пары специальных ножниц для стрижки и филировочных. Пока одни используются, другие обрабатываются.
– Среди клиентов больше мужчин или женщин?
– Прекрасная половина – в большинстве. Ребятишек тоже хватает, в основном – мальчишки.
– И малышня?
– На стрижку беру детей с осознанного возраста, лет с пяти. Маленькие пугаются жужжания машинки и незнакомых людей. Если ребёнок кричит, извивается, есть риск его поранить. Я же работаю с небезопасными инструментами.
– С какими категориями проще?
– Наверное, многие думают, что с мужчинами. Но нет. Они или всё время молчат, или говорят слишком много. Встречаются и такие, которые начинают учить: вы неправильно делаете, я просил вот так. Обычно на подобные реплики отвечаю: при таком «прекрасном» владении техникой стрижки не лучше ли стричься дома?
– Причёски тоже делаете?
– Нет. Моё направление – стрижка, укладка, окрашивание.
– Окрашивание в домашних условиях и в парикмахерской отличается?
– Несомненно. Мы пользуемся профессиональными красителями, которые не забивают волосы до конца, распределяются на поверхности, и со временем стойкий пигмент вымывается. Бывает, человек приходит ко мне после покраски в домашних условиях каким-либо бытовым составом, и результат не оправдывает его ожиданий – цвет волос не соответствует заявленному.
– А ваш натуральный цвет какой?
– Русый. Поначалу экспериментировала с цветом. Последние лет десять не меняла.
– Татьяна, а как удалось добиться такой превосходной физической формы? На старых фотоснимках, простите, Вы в несколько более весомой конфигурации.
– О, тут всё просто, – смеётся. – Дети разъехались, и все эти бесконечные сдобные булочки, пирожки, тортики закончились. Изредка пеку, чтобы мужа побаловать, ему тучность не грозит. Это у меня всегда была проблема лишнего веса. И на разных модных диетах сидела – без толку. С возрастом поняла: прежде надо разобраться в своей голове и пересмотреть питание. Вести активный образ жизни. После работы я не лежу на диване, а бегу в клуб на репетицию. И так четыре раза в неделю. Уже девять лет, с 2016-го, вхожу в состав творческого коллектива «Каламбур». Это такой заряд энергии и позитива!
– Супруг не ворчит, что его благоверной вечно нет дома?
– Нет. Иной раз даже спрашивает, мол, чего в клуб не идёшь? Так сегодня же, говорю, нет репетиции.
– Когда по хозяйству успеваете?
– Муж, спасибо ему, многое взял на себя. Он сейчас не работает. Охотно занимается огородом. Ему от родителей достался земельный участок, всё лето там возится, даже сорняки пропалывает сам. Я на своём посадки к минимуму свожу, а Сергей – наоборот. Считает, что земля не должна пустовать. Раньше он меня спрашивал: где тебе вскопать? Сейчас я у него: где тебе посадить? Удивляется, как на пенсию вышел, времени перестало хватать.
Татьяна на заслуженный отдых пока не собирается. Говорит, у их брата-предпринимателя пенсии такие, что работать придётся долго и счастливо. Увидела расчёт своей будущей выплаты – даже не удивилась: 12 тысяч с копейками.
За время её предпринимательской деятельности трижды менялись налоговые режимы: упрощённый на вменённый, ЕНВД на патент. Только привыкнешь к одной отчётности – опять перемены: кассовые аппараты понадобились. Потом – чеки по новым стандартам. Всякий раз порывалась уйти в самозанятые. Но потихоньку свыкалась с новыми требованиями и работала дальше. Потому что очень любит то, чем занимается вот уже два десятка лет. И свой «Каламбур» – тоже, без искромётных номеров которого не обходится ни одно культурно-массовое мероприятие района.
Елена Савина
Оставить комментарий