По самым длинным улицам жизни
Валерий Семушев вернулся в посёлок Мишкинъёль спустя сорок пять лет.
Болото в коми парме будто покрыто зелёным ковром в жёлто-красную крапинку. Морошка поспела! Рассыпалась по кочкам стайка мальчишек с бидончиками в руках. Собирают. Половину ягод – в рот. Вкуснотища!..
Возвращение в другое измерение
Валерий проснулся и в очередной раз подумал: поеду! Это болото с морошкой, речка Ляга, на которой они с друзьями удили рыбу, снились ему много раз. Неудержимо потянуло туда, где вырос, в таёжный посёлок Мишкинъёль. Хоть одним глазком взглянуть бы на эти места!
И уж совсем было собрался Валерий Семёнович в дорогу, но вмешались коронавирус с карантином – как теперь принято говорить, обстоятельства непреодолимой силы. Поездку пришлось отложить. А в конце июля, когда немного ослабли вожжи ограничений, решил: сейчас или никогда! «В ноябре шесть десятков стукнет. Сделаю себе подарок», - твёрдо решил он и, поставив близких перед фактом, купил билет на поезд Северобайкальск–Москва.
Путь неблизкий. Трое суток только до Кирова. Оттуда до Ухты ещё 17 часов. Самолёт не рассматривал. Хотел насладиться путешествием, длинными стоянками и вокзальной суетой, сменой картинок-слайдов за окном вагона, беседой с попутчиками под стук колёс.
Почти 45 лет прошло с тех пор, как вместе с семьёй покинул он Мишкинъёль и Коми республику. Сегодня первая внучка старше его, тогдашнего пятнадцатилетнего мальчишки.
- Уехали из Мишкинъёля мы 26 марта 1976 года. Помню, уезжали весной, а приехали в зиму. Там, в Братске, после восьмого класса поступил в профтехучилище. Мечтал стать киномехаником. Эта профессия с детства притягивала. Помню старый клуб. Нас, пацанов, поселковый киномеханик не пускал в кино, а мы ему движок глушили. В конце концов, надоедало мужику бегать на улицу включать установку – в зале свист поднимался такой, что, обругав сорванцов, он всё-таки разрешал посмотреть кино бесплатно. Потом новый клуб построили, один из лучших в районе. Помню, на первой полосе «Зари» печатали его фотографию. Там бильярдная была, танцы устраивали…
Киномехаником он не стал. Зато стал трактористом-маши-нистом широкого профиля. И больше 40 лет проработал в лесу, сначала на химподсочке, потом на лесозаготовке. Последние 15 лет состав бригады не менялся. Коллектив слаженный. Люди сработались так, что друг друга с полуслова понимают. Все грамотные, опытные специалисты-профессионалы.
Валерий Семёнович состоялся и в профессии, и в семье. У него замечательная жена и четверо детей. Он смело смотрит в будущее. И только яркие картинки из детства тянут назад, в прошлое.
- Помню, первую, вторую, третью лужи – карьеры, где купались и плавали на плотах, жгли костры. Как таскали издалека дрова и не пускали греться тех, кто отлынивал. Так формировались в нас равенство и единство. За два километра ходили на Лягу рыбачить. Одни, без взрослых. Или в сторону Юдино – там очень красивый пляж был, или в направлении Усть-Ляги. Брали по два бидончика, один – для рыбы, второй – для морошки. На обратном пути, бросив в кустах удочки, заходили на болото.
Очень хотел Валерий встретиться с друзьями. Уже здесь выяснилось, что никого из них уже нет. Рад, что нашёл своего двоюродного брата Володю Можаева. Он живёт в Русаново.
- Доехал я до Ухты, а как дальше добираться, не знаю. Созвонился с родственницей, она подсказала, где искать маршрутку. Приехал в Троицк, нашёл гостиницу. Вспомнил, как когда-то мы на дебаркадере останавливались на ночлег – там комнаты отдыха были. Попытался уснуть, не получилось. Как уснёшь, когда вот она – цель твоего путешествия. Кажется, руку протяни и дотронешься. Но как преодолеть эти последние километры, пока неясно. Только рассвело, отправился на реку. Нашёл старый универмаг, куда мама привозила нас за школьной формой. Видел стадион, где мы когда-то играли в футбол. На берегу уже работали дорожники – благоустраивали набережную. Спросил у них, как в Мишкинъёль попасть. Ответили: никак, мол, речного транспорта давно нет. Тупик. Но тупики-то надо штурмовать. Пошёл обратно, у встречных выяснил, как найти автостанцию. Нужно было попасть в Усть-Илыч. Помню, что от него до Усть-Ляги восемь километров. И оттуда ещё восемь до Мишкинъёля. Настроился идти пешком.
Возле музея Валерий замешкался, фотографируя памятники, и увидел неподалёку мужчину с триммером. Разговорились. Новый знакомый, узнав о цели путешествия, заметил, что у него пол-Троицка друзей-мишкинъёльцев. Так вышел он на своего тёзку Валерия Новикова и Елену Марченко. В общем, язык не только до Киева доведёт. До Мишкинъёля – тоже.
- Вечером встретились мы с Леной. Долго разговаривали. Вспоминали детство. Фото архивные смотрели. На другой день поехал в Русаново, к брату. Дней пять у него гостил, а потом Лена меня посадила на автобус до усть-илычской переправы. На берегу встретил Николай Сергеевич Ванюков. Мы с его детьми вместе росли. У него и заночевал. Тоже было воспоминаний! А наутро подшаманили мы его мотоцикл, подкачали колёса и двинули на Мишкинъёль. Я – за рулём, он – пассажиром. Лена Марченко мне ключи от своего мишкинъёльского дома дала. Там я и жил. На четыре дня будто вернулся в другое измерение. Встретился с жителями посёлка Виктором Рогачевым, Сергеем Шахтаровым, Александрой Лазарь. С Сашей сходили на кладбище, на могилку к её мужу, он был моим другом детства. Его сестра делала самодельные конфеты и угощала нас. Ничего вкуснее не ел в жизни!
Виктор и Сергей во время вечернего моциона рассказывали мне, где, кто жил…
Знаете, вот всё сложилось, но не покидает ощущение: что-то упустил, не доделал. Может, это шок от увиденного? Я знал, что посёлок уже не тот, но не думал, что до такой степени. Был уверен, что здесь по-прежнему живут люди.
Мой младший брат тоже теперь строит планы приехать в Мишкинъёль. Мы вместе собирались, но с этим карантином пришлось ему четыре месяца пробыть на вахте. А мне не знаю, доведётся ли ещё здесь побывать. Душу отвёл. Внукам буду рассказывать. Кстати, никогда не думал, что так внуков буду любить! Детей-то редко видел – всё на работе. Мне есть что вспомнить…
Когда верстался номер, Валерий Семёнович был на пути к Кудымкару, что в Пермском крае. До возвращения домой решил сделать большой крюк и заехать на родину своих родителей.
Там, где солнце ярче и трава зеленее
В 2017 году Мишкинъёль отметил 70-летие. На юбилей съехались многие его жители. У Елены Марченко, которая была одним из организаторов большого праздничного сбора, хранится книга отзывов, в которой гости оставили свои впечатления. Теперь в ней есть и запись, сделанная рукой Валерия Семёновича Семушева.
«Дорогие мишкинъёльцы! Огромное спасибо, что помните о посёлке. Очень жаль, что в такой огромной стране, как Россия, не нашлось места такому маленькому населённому пункту, как Мишкинъёль. Волнительно после 45-летнего отсутствия вновь пройтись по улицам родного посёлка. Здесь крутили педали велосипедов по самым длинным улицам моей жизни. Здесь были самое яркое солнце, самые зелёные деревья, самые тёплые ручьи и реки. Тут мы пошли в первый класс под началом Ираиды Фёдоровны Гелашвили, учителя Валентины Васильевны Мезенцевой, в пятом, шестом и седьмом классах – классного руководителя Ирины Александровны Никульшиной. Низкий поклон им за самоотверженный труд. Огромное спасибо Елене Николаевне Марченко за тёплое участие в организации моей поездки в Мишкинъёль, за предоставление архивных фото- и видеоматериалов, а Николаю Сергеевичу Ванюкову – за организацию транспорта. Спасибо, что вы есть…»
Оставить комментарий