25.05.2017
Просмотров: 6228, комментариев: 0
Раскатать и сжечь?
Охотничьим избушкам грозит уничтожение
Домик-спасение
Многовековая коми тайга издревле кормит и поит, одевает и лечит человека. Наши предки свой достаток наживали таёжным промыслом, уходя в лес на несколько месяцев. Трудно представить их многодневное пребывание в тайге без надежного укрытия. Вот и поднимались в глухом лесу, возле ручьев или речек охотничьи избушки, баньки. У одного промысловика их могло быть на путике сразу несколько, ведь охотничий надел простирался на десятки километров. И в каждой хранились припасы, сухое топливо, чтобы в любое время посетитель этой избушки мог отдохнуть, поесть, согреться, оставить свои продукты, запас дров для другого человека. Таков неписаный промысловый закон наших предков. Тайга шуток не любит, а потому уставшему или заплутавшему путнику этот маленький домик – спасение! И конечно, человеку, решившему пойти на охоту или рыбалку на несколько дней, невозможно пробыть всё это время под открытым небом. Без навеса, без баньки, без охотничьей избушки…
Объявить мораторий
Между тем, такая перспектива не за горами. Лесничествам республики дано конкретное указание по выявлению и сносу незаконных построек в лесу. Жители нашего района, в первую очередь, те, для кого тайга и охота – не пустой звук, не согласны с намерениями республиканских властей, поэтому написали депутату Госсовета РК Н.В. Бажуковой обращение, в котором чётко прописали свои предложения:
«1. Разработать критерии и нормативы по временным постройкам в лесу и внести изменения в закон РК от 27 декабря 2006г. №136-РЗ «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» в части предоставления возможности оформить (узаконить) гражданам, проживающим в республике, постройки в лесу.
2. Сделать максимально упрощенной процедуру оформления гражданами временных построек в лесу.
3. Объявить мораторий или амнистию по отношению к гражданам, построившим и использующим постройки в лесу для собственных нужд, на период разработки и внесения изменений в законодательство, а также оформления гражданами разрешительных документов». Обращение подписали уже более 300 человек.
100 тысяч? легко!
Почему же попали в немилость столь невинные постройки? Угодили в ранг незаконных охотничьи избушки и баньки после выхода в свет в 2006 году Лесного кодекса, в котором в статье 25 «Виды использования леса» нет речи о праве граждан возводить в лесном массиве какие-либо постройки для собственных нужд или в целях любительской охоты.
Чтобы сделать законной ныне существующую лесную постройку, каждый ее владелец должен получить статус юридического лица, взять в аренду участок земель лесного фонда, на котором находится его избушка, банька или навес.
Стать индивидуальным предпринимателем или зарегистрировать ООО сегодня не столь сложно, проблемы возникают при оформлении аренды участка. Итак, сначала формируется лот с постановкой на кадастровый учёт в Управлении лесного хозяйства при Минпроме РК и выставляется на аукцион. После месячного ожидания человек выигрывает его и заключает договор аренды. Но чтобы хозяйствовать на участке, нужен проект освоения, который должен пройти экологическую экспертизу в Управлении лесного хозяйства. После этого подается декларация, и гражданин приступает к деятельности на законных основаниях. Казалось бы, много волокиты, но всё-таки при большом желании сделать это можно. Где же тогда собака зарыта? А вот где: оформление документации по проекту обойдется в кругленькую сумму – более 100 тысяч рублей. Думается, у каждого сельского жителя данная сумма просто завалялась в кармане! И теперь самое интересное – деньги эти уйдут в доход частнику, так как все проектные заказы выполняются частными структурами. А в государственную казну будет «капать» годовая арендная плата – около 50-100 рублей с каждого владельца постройки. Спрашивается, ради кого стараемся? Ради частного капитала?
На защиту встанет каждый
Еще один немаловажный момент: лесные постройки служат базой промысла для жителей сельской местности, а еще точнее, глубинки, откуда добраться в центр – всегда огромная проблема. Так сколько владельцев избушек изъявит желание принять статус юридического лица? И еще вопрос: как поступит любой хозяин, когда покушаются на его постройки? Думаю, большой фантазии не требуется, чтобы понять, что он предпримет. На защиту своего имущества встанет каждый! И не с пустыми руками. И гнев этот обернется против представителей лесничества. Интересно, «там наверху» о последствиях такого «разумного» решения кто-нибудь задумывался?
Заветная точка на карте
Теперь самое время поговорить о преимуществах лесной избушки. Каждый путник может найти в ней кров. Это раз! Представитель лесничества, отправляясь на приёмку вырубленной делянки, всегда на примете держит охотничью избушку – здесь он может в случае необходимости отдохнуть и переночевать. Это два! В-третьих, лесная постройка является опорной точкой в инфраструктуре освоения лесов. Кроме этого, при тушении пожаров в труднодоступных районах зачастую в ней пожарные отдыхают во время передышек. В-четвертых, в борьбе с огненной стихией активное участие принимает местное население, те самые владельцы избушек или их родственники. Интересно, сколько людей откликнется на просьбу работников лесничеств помочь в тушении пожара после варварского уничтожения их построек?
Этноизбушка
Так не разумнее ли найти другой путь разрешения ситуации? Представители охотобщества, лесничеств района предлагают, не разрушая уже созданное, на базе территорий лесных построек развивать экологическую деятельность – в рамках объявленного Года экологии это будет как нельзя кстати. Создать этноизбушку с возможностью пожить в ней 1-3 дня, прикоснуться к быту охотника-рыбака, вкусить прелести таёжной жизни. Попутно знакомить молодых с охотничьими законами, которым следовали наши прадеды, прививать бережное и хозяйское отношение к родной тайге. Продумать организацию туристского отдыха. Вовлечь в эти виды деятельности любителей охоты и рыбалки.
Лесная избушка – неотъемлемый элемент самобытной культуры коми. Это малый фамильный заветный уголок, можно сказать – малая Родина. Избушка для охотника – второй дом, промысловая ячейка, определяющая успех охоты. Без нее невозможна жизнь промысловика в тайге, рыбака на озере или на берегу реки. Надо всем миром встать на защиту нашего многовекового наследия. Нельзя допустить, чтобы одним росчерком пера были решены судьбы охотничьих избушек! Многим из них – несколько десятков лет, они – своеобразные этнокультурные объекты, неотъемлемая часть многовековой истории севера.
«Вопрос сохранения охотничьих избушек держим на контроле, - заверил руководитель администрации МР «Троицко-Печорский» И.В.Сидорин. - Эта проблема касается не только нашего района, но и республики в целом. Свое несогласие со сносом лесных построек выразили и руководители Ижемского, Корткеросского, Усть-Цилемского и других районов. Вместе будем добиваться внесения изменений в российский и региональный законы, регламентирующие права пользования землями лесного фонда».
Валентина ЗИНОВИЧ.
Комментарии
Оставить комментарий