Как заселялась территория Илыча
Лягадiн
В деревне Лягадін (ныне кордон Печоро-Илычского госзаповедника) всередине 1925 года проживало 22 человека, в конце 1926-го – 15 человек, в 1939 году осталось 8 жителей. Хозяйство Мезенцева Ивана Ивановича 1901 г.р., его жены Агрефены Александровны 1904 г.р. и их семерых сыновей: Василия 1927 г.р., Константина, Алексея, Ивана, Григория, Мирона, Семёна – 1928-1937 годов рождения. В 1938 году хозяйство зарегистрировано в д.Лягадін, указаны годы постройки дома – 1927, амбара – 1920, погреба – 1915. В книге не отмечено, но предположительно постройки перевезены из Укьюдіна, где раньше проживала семья. Хозяйство Попова Егора Ефимовича 1908 г.р. и его жены Елизаветы Осиповны 1905 г.р., год постройки дома и дата заселения деревни не указаны. В пятидесятые-шестидесятые годы ХХ века проживали в д.Сарьюдін. Егор Ефимович в Илычском коопзверопромхозе занимался любительской охотой на пушного зверя, он – инвалид Великой Отечественной войны. Хозяйство Логинова Василия Ивановича 1908 г.р. с женой Верой Ефимовной 1915 г.р. и детьми. Год постройки дома указан 1938, амбара – 1907 (с 2015 года проживает в д.Еремеево дочь Марина Васильевна). Можно предположить, что в 1938 году построен другой (новый) дом. Скорее всего, амбар возведён после постройки дома, и к 1938 году дом уже был непригоден для дальнейшего проживания. Хозяйство Логиновой Дарьи Ивановны 1902 г.р., дом построен в 1913 году, амбар – в 1910-м (видимо, осталось от родителей).
Заимки на илыче
Кроме указанных населённых пунктов, в верхнем течении реки Илыч было несколько одиночных домов, построенных для проживания на постоянной основе. Урочища, где жили охотники, острова названы их именами. Для примера: Сандр\ \лек-ді и Сандр\ \лекдін. На правом берегу реки, чуть выше острова, проживал сын Александра, Алексей Александрович.
Аннадін и Анна-ді. Проживали там три сестры – Анна, Евдокия и Василиса Ивановны.
Остров Владимир-ді. Проживал Бажуков Владимир Осипович – внук основателя деревни Еремеево. До сих пор сохранился не заросший кустарником сенокосный участок. Проживал он с женой Евдокией Федоровной, был у них сын, держали скот. Приёмный внук Владимира, Бажуков Александр Иванович, в 1980-е годы построил на том месте избушку и проживал там с семьёй в период заготовки сена. На местах уже нет следов проживания людей, нет избушек, но в людской памяти они сохранились. Конкретную дату установить невозможно.
К сожалению, похозяйственные книги по вышеуказанным населённым пунктам Троицко-Печорской волости за 1920-1925 годы закрыты для ознакомления, и привести более точные данные по заселению территорий и количестве проживающих привести нет возможности.
Согласно статье «На Илыче» автора В.А. Варсанофьевой, в 1923 году в Лягадіне проживали две семьи и отдельно ещё один дед и одна бабушка, всего было четыре дома. В одном из домов жила семья Логинова Ивана Алексеевича. В списках похозяйственных книг Усть-Илычского сельского Совета за 1937-1938 годы эти хозяйства не указаны.
Все вышеуказанные населённые пункты были объединены в один колхоз «Красный Илыч», правление которого находилось в д.Аньюдін. В списках 1930 года деревня не значится (непонятно, почему?), в 1939 году там проживало 33 человека. В Аньюдіне и других населённых пунктах держали крупный рогатый скот, лошадей, выращивали картофель, заготавливали сено. После объединения колхоза с колхозом им.Кирова (в д.Сарьюдін) и преобразования в Илычский коопзверопромхоз заготовку сена проводили с выездом из д.Еремей с последующей вывозкой в зимнее время на лошадях. Перед Великой Отечественной войной всех жителей по решению советского правительства переселили в деревни Сарьюдін, Еремей, Габ\, Максим, Антон. С какой целью это было сделано? Скорее всего, из-за слишком большой отдалённости, большой территории и невозможности оперативного управления ввиду отсутствия радио- и транспортной связи. Единственной транспортной артерией служила р.Илыч после ледохода. Плотами и на больших лодках охотники сплавляли для реализации на ярмарках рыбу, боровую дичь и мясо. По воспоминанию жителя Еремеево Михаила Прокопьевича Бажукова, охотники с верховий р.Илыч нанимали ямщиков с Троицко-Печорска для доставки на больших лодках продуктов питания: муки, крупы, сахара, соли и других. На подъём с грузом и обратный спуск уходило 20-30 дней, оплачивался этот тяжелый труд по 1 рублю в день, тогда рубль был ещё полновесным.
Таким образом, заселение верхнего и среднего течения реки Илыч происходило значительно раньше, чем указано в книге И.Жеребцова «Где ты живёшь», то есть в течение всего XIX века.
Шантым-прилук
В двадцатых годах ХХ века началось изучение и составление геологической карты Северного Урала. Исключительно большая заслуга в этой работе принадлежит доктору геолого-минералогических наук Вере Александровне Варсанофьевой (22.07.1890г.-29.06.1976г.). На Илыче она побывала в 1921, 1923, 1924 и 1925 годах. В 1923-м проехала с сопровождающими с Усть-Илыча до верховий р.Илыч. Согласно статье «На Илыче», в 1912 году на Шантыме проживал в своём доме пожилой человек (имя не указано), и после приезда туда геологов и их рассказа о планируемой добыче свинца он переправился в д.Укъюдін, жил там до 1924 года. В 1924-м его брат Иван Васильевич перевёз его в д.Лягадін (в похозяйственных книгах 1937-1938 гг. данные хозяйства не указаны). В.А. Варсанофьева долгое время работала на Шантыме.
16 апреля 1942 года принято Постановление СНК Коми АССР «О разработке свинцовых месторождений в Троицко-Печорском районе»: «Организовать добычу свинца в количестве 20 тонн для производства дроби, глазури и других изделий из свинца. Разработку свинцовых руд возложить на Троицко-Печорский райпромкомбинат». Добыча свинца проходила на Шантым-Прилукском месторождении по р.Илыч. Объёмы добычи составили 50 тонн (из материалов районного историко-краеведческого музея им. А.Н. Попова). Ежегодно с открытием реки туда поднимался пароход с необходимым оборудованием, продуктами, людьми для проведения изыскательских работ. На левом берегу реки были построены складские помещения и конюшня для содержания лошадей. На правом – несколько жилых домов (к настоящему времени они не сохранились). После прекращения работ годные постройки были разобраны и сплавлены колхозом им.Кирова для постройки скотопомещений, и населением – для постройки жилых домов.
На Шантыме людей работало довольно много. Летом и осенью колхоз снабжал их картофелем и овощами, мясом. По просьбе начальника экспедиции райбольница открыла на Шантыме медпункт. С 1 июня 1952 года медсестрой работала Полугрудова Ангелина Ивановна (Приказ №63 от 19.05.1952г. – из архива Центральной районной больницы). В разные годы работали С.А. Кресова, Анатолий Георгиевич Кузнецов, санитаркой была Роза Ивановна Пыстина. До 1930 года в учётных списках м.Шантым не значился. И окончательно исключён из списков 30.09.1965 года (В.А. Варсанофьева).
По воспоминаниям Анисьи Ивановны Демичевой (до замужества – Попова), молодых людей для работы в Шантыме (в некоторых документах – Шантым-Прилук) набирали из каждой деревни по р.Илыч, около 20-25 человек. Под руководством специалистов молодёжь вручную долбила шурфы и ямы для поиска драгоценного металла и свинца (два шурфа на левом берегу реки сохранились до сих пор). Кроме поисковых работ, заготавливали лес для постройки домов и других необходимых помещений. Парней не хватало, поэтому на строительстве использовался и труд девушек, даже при рубке стен. В первое время молодёжь проживала в одном большом бараке. Потом были построены баня, магазин, медпункт.
Антон, Максим, Еремей
Заселение нижнего течения р.Илыч (от устья Сарью и ниже) происходило с начала и до середины XIX века. По-моему, этому также способствовало открытие чердынскими купцами постоянно действующего обменного пункта в районе р.Сарью.
Согласно исследовательской работе краеведов В.В. Поповой и С.Л. Другак, Антон Афанасьевич Бажуков, Максим Васильевич Бажуков и Еремей Иванович Бажуков – близкие родственники, но не единокровные братья, как предполагали многие авторы публикаций по данному случаю. В починке Кузьминский (местечке Заречье) проживал Бажуков Григорий Иванович. У него были два сына – Афанасий и Никита. Сын Афанасия, Антон, и обосновался на левом берегу Илыча, напротив устья р.Когыль (в 1801 году). Надо сказать, что Антон выбрал очень удачное место – прямо с берега начинался большой сосновый бор, богатый боровой дичью, грибами и ягодами.
Внук Никиты, Максим, поселился выше Антона, в шести километрах на правом берегу реки (в 1813 году). На взгляд современников, Максим Васильевич выбрал место не совсем удачно, низковато, и весенние паводковые воды затопляли деревню. В памяти – 1952 год: уровень воды такой большой, что по деревне перемещались на лодках – от крыльца к крыльцу.
У Григория Ивановича Бажукова был брат Николай Иванович 1707 г.р., у него – сын Иван Николаевич, у того – Еремей Иванович. Он обосновался на правом берегу р.Илыч, выше Максима на 33 км (в 1810 году). Таким образом, Антон Афанасьевич и Еремей Иванович – троюродные братья, а Максим Васильевич – двоюродный племянник Антона Афанасьевича. Антон был старше родственников на 16 лет, и можно предположить, что он уговорил их переселиться из Троицко-Печорска и обосноваться на реке Илыч.
Ефим Попов обосновался (в 1774 году) чуть ниже устья р.Сарью на высоком правом берегу Илыча. Годы основания деревень обозначены по годам рождения первых детей, согласно родословным. Официальными документами даты пока не подтверждены. К настоящему времени все населённые пункты, кроме Еремея и Антона, исключены из списков, а д.Габ\ объединилась с п.Приуральский. Родословные основателей деревень имеются у меня, желающие могут ознакомиться.
«Дьячок Троицкой Печерской церкви Фирс Михайлович Богданов 1710 г.р. по оговору обвинён в кликушестве и по Указу Правительствующего Сената в марте 1762 года сослан в Сибирь на Нерчинские серебряные заводы. У него осталось четверо детей, в том числе сын Иван, и он продолжил род Фирса Михайловича. Его сын Гаврил Иванович обосновался на левом берегу р.Илыч, ниже д.Еремей, в 6 км (в 1806 году). Фирс Михайлович Богданов является одним из предков более чем двух с половиной тысяч потомков, представителей Троицко-Печорского района…» (из книги В.Поповой, С.Другак «Починок…Погост…Волость Печерская», стр.170-171).
Лесоучастки
В тридцатые годы ХХ века в районе активно занимались заготовкой и отгрузкой делового леса для нужд развивающейся промышленности СССР. Открывались лесоучастки: Прок\видзб\ж – выше Усть-Илыча в 8 км на правом берегу р.Илыч, Паде-Иван – выше Усть-Илыча в 16 км на правом берегу р.Илыч, Новый – ниже устья р.Челач в 4 км на правом берегу р.Илыч, Белая Слуда – на правом берегу р.Илыч, ниже д.Габ\ в 5 км, Палью – в 8 км выше с.Усть-Илыч на левом берегу р.Илыч, Приуральский – ниже д.Еремей в 6 км на левом берегу р.Илыч. Посёлки назывались по названиям лесопунктов. После развала СССР все лесоучастки прекратили свое существование. Посёлки, кроме Палью и Приуральского, исключены из списков. Последний населённый пункт на реке Илыч – село Усть-Илыч, расположенное на правом берегу на месте слияния Верхней Печоры и Илыча (как пишет И.Л.Жеребцов, возникло после 1747 года).
В 2024 году исполнится 350 лет со дня основания Троицко-Печорска. Исследователи В.Попова и С.Другак провели огромную исследовательскую работу по выявлению потомков первопоселенцев починка Кузьминский с середины XVII века до наших дней. От имени всех потомков Микитки Иванова, Дениски Вахромеева, Данилки Самойлова, Проньки Иванова, Митьки Карова, Тимошки Савельева, проживающих в настоящее время в Троицко-Печорском районе и за его пределами, – огромная признательность авторам за их бескорыстный труд, физические и финансовые затраты по изданию книги. Это ценный подарок от краеведов родному посёлку в честь юбилея.
Молодец владимир андреевич... хоть один нас знакомишь с нашими предками....
Большое спасибо за проделанную работу. Успехов в дальнейших исследованиях.
Большое спасибо за информацию, напротив лесопункта Палью был посёлок Проковичбож, а по речке Палью лесопункта Тракторный, он был основан в начале пятитесятых, где в земляне в 1956 году родилась и я, место рождения записано в паспорте
Оставить комментарий